ВСЕРОССИЙСКИЙ ПОЛИГРАФИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ с 1998 года

СМИ 18+

Субподрядные типографии: быть или не быть? - События и интервью

 

Полиграфический портал Принт-форум. Офсетные и цифровые типографии, реклама, упаковка, сувениры и много другое.

Рубрика: события и интервью




Субподрядные типографии: быть или не быть?
07/02/2012 

Зачем типографиям узкая специализация? Интервью с руководителем типографии "Август Борг" Андреем Зарецким.

Негативные процессы в мировой экономике и отечественной полиграфии заметно меняют ландшафт нашей отрасли, заставляя игроков рынка находить новые подходы к бизнесу, ниши и возможности для повышения рентабельности и конкурентоспособности.

Специализация типографии, как один из вариантов развития, уже широко распространена в Европе, США и Японии. Там давно никого не удивляют достаточно крупные типографии, оснащенные серьезным промышленным оборудованием, и выполняющие исключительно узкий перечень операций по заказу других типографий: переплет и брошюровку книг, фальцесклейку конвертов и папок или отделку листовой продукции и т.д.

В России такой подход пока остается экзотикой, в основном типографии стремятся к диверсификации, опасаясь упустить выгодного заказчика и не желая делиться прибылью с коллегами. Один из примеров целенаправленного и успешного развития узкоспециализированного бизнеса – «Центр брошюровки и переплёта», существующий на базе типографии «Август Борг». Руководитель проекта, директор типографии «Август Борг», Андрей Зарецкий, рассказал о своем взгляде на ситуацию в российской полиграфии и субподрядные отношения.

Здравствуйте Андрей. Что, на ваш взгляд, происходит сейчас с печатной индустрией в российском и мировом масштабе?

zaretskiy_300.jpg

Я считаю, что процессы в полиграфии имеет смысл разделить на эволюционные и революционные. Эволюционно полиграфия теряет свои позиции как средство передачи информации, и это бесспорный факт.

События кризисного 2008 года подтолкнули процесс, став небольшой революцией. К какому классу процессов отнести появление планшетных компьютеров — вопрос спорный.

Но печатная отрасль очень неоднородна, и различные сегменты развиваются по-разному. Например, производители упаковки практически не ощущают снижения спроса. Несмотря на ожидания, что упаковка должна стать проще и дешевле, этого практически не происходит. Больше всего от спада пострадала рекламная полиграфия.

В 2008 году многие вообще заговорили о конце полиграфии как рекламного канала. Но сейчас мы видим, что эти опасения не оправдались в полной мере. Интернет не стал убийцей рекламной полиграфии. Наш собственный опыт показал, что стоимость поддержки сайта в эффективном состоянии, включая продвижение в поисковых системах по популярным полиграфическим запросам, стартует от полумиллиона рублей в год. Мало кто может себе позволить такие расходы, а делать это своими силами — не всегда эффективно. Но и эти затраты не дают никаких гарантий, ведь на первой странице поисковой выдачи Яндекса могут находиться только 10 игроков рынка.

Оказалось, что интернет как рекламный канал весьма дорог и ограничен по ёмкости.А значит, пока рано забывать про традиционные каналы привлечения клиентов, например прямые продажи или выставки. Участие в выставках дважды в год нам обходится примерно в такие же деньги, что содержание сайта и по нашему опыту, вполне окупается и приносит новых клиентов. То есть, рекламные брошюры и буклеты всё ещё актуальны.

По себе ощущаем значительное снижение спроса на каталоги. А от изменений на книжном рынке страдают уже не только типографии, но и издательства. Новые электронные технологии позволяют авторам готовить книги к печати самостоятельно, и печатать их сверхмалыми тиражами или распространять в электронном виде в версиях для планшетных компьютеров и электронных книг. Я считаю, что книжно-журнальный сегмент наиболее сильно изменится под давлением новых технологий. Возможно, дольше других продержутся глянцевые издания.

К чему приведет снижение спроса на печатную продукцию?

Снижение спроса — далеко не самое страшное, что происходит сейчас с полиграфией. Страшнее то, что сдавая свои позиции в отдельных сегментах, и не имея возможности выйти из бизнеса не потеряв всё, типографии вступают в жёсткую ценовую конкуренцию, и начинают хвататься за любой заказ, позволяющий окупить текущие расходы, не задумываясь ни о развитии, ни об обновлении производства. Ведь достаточно, чтобы для выплаты зарплаты не хватало одного рубля, и вы всегда в долгах. Граница прибыльности стала очень тонкой. 5% стоимости продукции, за которые сейчас азартно борются клиенты, для типографии — граница между смертью и жизнью, как это ни смешно.

Банкротства будут продолжаться?

Я считаю, что полиграфия будет уступать отдельные сегменты, и сжиматься еще достаточно долго, но гораздо быстрее полиграфисты уничтожат друг друга. Потому что другого пути нет. Учредители долгие годы вкладывали свои силы и средства в типографии, часто отказывая себе во всем, и вдруг оказывается, что денег нет, продать предприятие невозможно, оборудование — почти невозможно. Что им делать? Они перестают закладывать амортизационные отчисления в себестоимость продукции. Некоторые называют это демпингом, но я считаю, что это просто другой метод расчёта себестоимости, не подразумевающий обновление производственных мощностей. Можно сказать, что это единственный доступный способ выхода из бизнеса — работать до полного износа оборудования. Плохо то, что и заработать при таком подходе невозможно, хватает только на покрытие текущих расходов.

Первыми уйдут с рынка те, кто работает «по ту сторону границы жизни и смерти», а также типографии, обладающие старым оборудованием. Но и это не быстрый процесс, он растянется на 5-10 лет, в течение которых умирающие типографии будут тормозить всю отрасль. Вот это и есть самое страшное. Я ни в коем случае не хочу сказать, что мы относимся к тем или другим, и никого не осуждаю. Деньги на развитие сейчас есть у единичных компаний в очень специфических отраслях. Инвестиционная ситуация резко пошла вниз.

Какой путь выбрали вы?

Что подсказывает природа в сложившейся ситуации? Когда ящерица убегает, она отбрасывает хвост. Если ей удастся спастись, хвост отрастет снова. А значит, все сейчас должны думать о том, от чего отказаться, чтобы повысить свою эффективность. Мы думаем над этим с 2008 года, и отрубаем не нужные или не очень нужные «хвостики», чтобы сконцентрироваться на том, что действительно важно.

Например, мы отказались от производства проволоки для календарей. Мы были первыми, кто начал выпускать её на коммерческой основе, и для нас это производство было весьма заметным источником прибыли. Сейчас мы — одни из самых крупных покупателей и розничных дистрибьюторов на этом рынке. Конечно, мы потеряли часть прибыли, но зато избавились от весьма высоких рисков, и получили возможность сосредоточиться на более интересных и важных проектах.

Последнее – особенно важно, так как, по моему мнению, внимание руководителя — самый ценный ресурс компании. Правило Парето действует и здесь: 20% времени руководителя приносит 80% прибыли. Остальные 80% времени уже не столь эффективны. Какой бы совершенной ни была управленческая отчетность, директор может держать в голове только определенное количество задач. По-хорошему, каждое направление бизнеса должно иметь собственного управляющего директора, отвечающего за весь процесс от начала до конца, но найти грамотного и достаточно сильного человека в нашей отрасли сейчас крайне трудно.

Ещё один важный аспект — загрузка оборудования. В сложившейся ситуации производство эффективно только при максимальной загрузке, обеспечить которую крайне не просто. Таким образом, узкая специализация – закономерный и логичный вариант развития.

Какие еще направления планируете отдать подрядчикам?

К сожалению, у нас нет выбора надежных и, главное, удобных территориально подрядчиков. Например, не можем найти партнеров, которые взяли бы на себя ручные работы, от которых мы с удовольствием откажемся. Это – не наше. Не смотря на то, что эти операции приносят прибыль, мы пожертвуем ей в обмен на понятную себестоимость работ и избавление от организационных проблем, отнимающих силы и время руководства. То же касается шекотрафаретного участка.

Конечно, учитывая небольшую долю стоимости отделочных работ в цене готового изделия, важно оптимизировать логистику. Наши возможности в сегменте твердого переплёта на порядок превосходят конкурентов, поэтому заказчикам выгодно везти материалы с другого конца Москвы, но я понимаю, что это не будет продолжаться вечно.

Как родилась идея проекта «Центр переплета и брошюровки»?

Наша типография переросла возможности полуавтоматического брошюровального и переплетного оборудования, как по скорости, так и по качеству продукции. Мы встали перед необходимостью перехода на новый уровень, но понимали, что возможности промышленных переплетных линий превосходят имеющийся у нас поток заказов. Поэтому, мы приняли решение купить профессиональное оборудование Muller-Martini и Kolbus в расчете на собственные нужды и субподрядные заказы сторонних типографий. Финансовый кризис 2008 года и общий спад полиграфической отрасли только усилили позиции проекта ЦПБ, как и других специализированных нишевых производств.

Сейчас ЦПБ принимает заказы от типографий на все операции брошюровки и переплета книг и брошюр любого формата и объема, а также выполняет сопутствующие операции – фальцовку, ламинацию, все виды тиснения и другие.

Насколько проект ЦПБ самостоятелен от типографии «Август Борг»?

Проект ЦПБ не является абсолютно независимым от типографии. Причины две: типография «Август Борг» загружает ЦПБ на 30-40% и является крупнейшим клиентом, и кроме этого, ЦПБ и типография имеют общие вспомогательные службы (служба Главного механика, бухгалтерия, логистика (включая склады), информационная поддержка и т.п.), что позволяет оптимизировать соответствующие затраты.

При этом персонал, оборудование и, в большой степени, бюджет достаточно сильно независимы (в западном смысле этого слова).

Как пополняется клиентская база проекта? Какая доля клиентов, однажды попробовав, переходят к постоянному сотрудничеству?

Первое время основным источником клиентов была реклама и, что важнее, репутация типографии как профессионального и честного делового партнера. Никто из наших клиентов не может пожаловаться ни на качество работы, ни, тем более, на то, что «Август Борг» хоть у кого-то «увел» клиентов. Разве кто-нибудь знает, сколько работ, переплетенных ЦПБ «Август Борг», занимали высокие места на конкурсе «Мэтр полиграфии»? Нет, но таких работ немало!

Среди наших постоянных клиентов в основном офсетные типографии. Наше оборудование не ориентировано на цифровую печать, поэтому заказы «цифровиков» не регулярны.

Есть ли такие, кто закрывает собственные технологические участки и полностью полагается на вас?

Да, есть. Один из ярчайших примеров – типография «Инсайт Полиграфик». А ведь это – самая динамично развивающаяся компания, один из лидеров современной российской полиграфии. К слову сказать, они чрезвычайно профессиональны в фальцевальных процессах, и сложные работы мы всегда размещаем у них.

Существует ли «текучка» заказчиков? Каковы причины отказа от сотрудничества?

Текучка заказчиков крайне мала, не считая «цифры». Не так много компаний на рынке может предложить КБС (как на горячем, так и на PUR клее) тиража 50 000 (и более) за 24 часа. При этом КБС, листоподборка на 24 секции и 3-ножевая машина работают в единой линии.

Отказы от сотрудничества редки, но, безусловно, они случаются. На сегодняшний день мы достаточно загружены и не можем делать все «вчера». К тому же, если стоимость «длинных тиражей» (5000-50 000 и более) в ЦПБ «Август Борг» крайне конкурентна на рынке, то короткие тиражи (до нескольких тысяч) способны изготовить многие другие типографии и их цены могут быть ниже наших.

Какова типичная реакция коллег на вашу инициативу и ваши предложения?

В первое время – определенная настороженность и даже недоверие. Сегодня для большинства мы – естественная часть производственного процесса.

Можете ли вы дать примерную оценку прибыльности субподрядного подразделения, работающего только с типографиями, по сравнению с основной типографией, имеющей дело с конечными клиентами?

Любые нишевые производства, особенно требующие серьезных инвестиций, более защищены от демпинга, и, как следствие, в среднем более рентабельны в наше время. Однако никаких сверхприбылей там нет, да и быть не может.

Какие основные «за» и «против» узкой специализации, что тормозит развитие субподрядного полиграфических услуг в России?

Нишевые типографии уже достаточно распространены в России. УФ печать, послепечатная обработка (ламинирование, лакирование и пр.), переплет и брошюровка календарной продукции, некоторые «ручные» процессы, например сборка пакетов – вот хорошо известные примеры.

За – снижение себестоимости, а главное – возможность чётко её контролировать, снижение брака, повышение квалификации персонала, а значит и качества готовой продукции, сокращение сроков выполнения заказов.

Специализация в Европе и в мире возникла только по одной причине – необходимость минимизации затрат. Любая типография, умеющая считать себестоимость своего производства, понимает эффективность сотрудничества со специализированными предприятиями.

Что вы думаете по поводу инициатив по отмене таможенных пошлин на мелованную бумагу? Ощутим ли эффект от снижения пошлин, произошедшего весной 2010 года и приток заказов из-за рубежа в ваших сегментах?

Скорее нет, чем да. Пока значительного перетока заказов по нашей продукции (книги в твердом переплете, каталоги и многостраничные издания) не наблюдается. Журнальные типографии понижают тиражи принимаемых заказов, и мы чувствуем это вполне ощутимо. Отмена пошлин – это хорошо. Но при существующей политике льготного ввоза готовой полиграфической продукции, без отмены НДС на бумагу и полиграфические услуги (а этого не будет никогда!), нам крайне сложно конкурировать с Европой и Китаем.

Как вы оцениваете итоги 2011 года? Выросли ли объём заказов и обороты?

К оценке итогов года нужно подходить очень осторожно, ведь как я уже говорил, полиграфическая отрасль очень неоднородна как по назначению продукции, так и по размерам компаний. Возможно, небольшие предприятия, к таким я отношу компании с оборотом меньше 10 млн. рублей в год ощущают рост на 20 или даже 120% – для них это нормально. Если такой начинающий предприниматель хочет развиваться, он просто обязан обеспечить ежегодный прирост в 100 или хотя бы в 50%. Даже 30% рост недостаточен для развивающейся компании.

Что касается прошедшего года, то, по моему мнению, и мнению многих коллег из средних коммерческих типографий, то есть отличающихся от нас не более чем в 2-3 раза в ту или иную сторону, объём заказов оказался очень похожим на 2010. В тактических моментах были отличия, но по итогу вышло примерно то же самое. Небольшой прирост в типографиях происходит в основном за счет перераспределения заказов закрывшихся типографий. К сожалению, нулевой рост выручки также смертелен и для крупных компаний, ведь затраты на расходные материалы растут каждый год.

Ваш прогноз на будущее?

Я думаю, ситуация будет сохраняться как минимум еще 3-5 лет. Рентабельность будет медленно падать, объёмы – медленно расти. Прибыль – кому как повезёт. Испуг 2008 года прошел, ситуация стабилизировалась.

Ваши личные планы? Планируете ли посетить DRUPA?

На выставку поеду обязательно, но исключительно ради общения с коллегами. Никаких покупок не планируем – все, что нужно закупили в 2009 году, когда было много очень интересных предложений. Сейчас наша задача – повышать мастерство персонала, чтобы сделать производство ещё более эффективным.


Комментарий:

P1010114_800.jpg

Мы имеем опыт подобных отношений и как подрядчики и как заказчики, и вот какое складывается впечатление. Ориентированных на промежуточных заказчиков типографий-подрядчиков очень мало. Только лишь узкая специализация и простые работы в нормальном, а не авральном режиме удаются хорошо. Как только количество заказов переходит определенный предел, большинство подрядчиков начинает "пробуксовывать", а некоторые просто начинают гнать откровенный брак. Конечно плюсом таких отношений можно считать снижение затрат на производство определенной продукции за счет "специализации" подрядчиков, но потеря контроля и надежности почти полностью дезавуирует видимые преимущества. Для нас весь опыт размещения подрядных работ в прошедшем сезоне свелся к размещению склейки пакетов, и один сорванный заказ (по качеству сборки) поставил крест на всей экономике, перегрузив нас работой в самый неподходящий момент.

Наш опыт как подрядчика других типографий тоже нельзя назвать 100% удачным. Мы довольно много печатаем для коллег по цеху, благо возможности HP Indigo и XEROX IGen4 - востребованы. Самым большим проколом был тираж отпечатанный не на "утвержденной" машине, да еще и не на "той" бумаге. Еще раз приношу свои извинения коллегам. Самая большая проблема с которой мы сталкиваемся в роли подрядчика, это неорганизованность и постоянное сдвижение сроков со стороны "неквалифицированных" заказчиков, таких клиентов мы не можем порадовать хорошими ценами и условиями, ну и как обычно "замах на рубль, удар на копейку" - довольно стандартная ситуация при обсуждении объемов.

Очень сложно продать преимущества качественной печати без формирования добавленной стоимости в виде послепечатной отделки.

Евгений Тимощенко, типография "Вишневый пирог"



В Москве установлен самый скоростной принтер в Восточной Европе 

Типография «Бизнес Формс Групп» приобрела вторую промышленную ЦПМ Infoprint 4100, теперь версии D5/D6. Этому событию была посвященая совместная пресс-конференция «БФГ» и Infoprint, ко..


Руководитель MAN Roland в России 
9 апреля в офисе компании ХГС состоялся брифинг, на котором на вопросы журналистов ответил Председатель совета директоров компании MAN Roland Герд Финкбайнер.

UPM Raflatac - об итогах 2007 года и прогнозах на будущее 

Печать по самоклеящимся материалам - один из наиболее "закрытых" сегментов полиграфической отрасли. Несмотря на то, что по оборотам и степени проникновения в повседневную жизнь она нич..


В "Центральном Доме Художника" прошла главная рекламная выставка года 
4 марта 2008 года в Центральном доме художника открылась очередная ежегодная выставка «Дизайн и реклама».

Названы победители конкурса "Мэтр полиграфии - Оргтайм 2008" 
5 марта состоялась церемония награждения победителей конкурса полиграфических средств организации времени, официального "календарного" раздела "Мэтра полиграфии".