Полиграфический портал Принт-форум. Офсетные и цифровые типографии, реклама, упаковка, сувениры и много другое.

Рубрика: события и интервью




UPM Raflatac - об итогах 2007 года и прогнозах на будущее
01/04/2008

Печать по самоклеящимся материалам - один из наиболее "закрытых" сегментов полиграфической отрасли. Несмотря на то, что по оборотам и степени проникновения в повседневную жизнь она ничуть не уступает, а то и превосходит оперативную полиграфию, информации о состоянии этого рынка в открытых источниках появляется немного. Чтобы приоткрыть завесу, и из первых рук узнать, как развивается этот рынок в России, мы задали несколько вопросов директору по продажам в России компании UPM Raflatac, Дмитрию Стречину.

Дмитрий Стречин - UPM Raflatac

Расскажите о результатах рынка рулонных и листовых самоклеящихся материалов в  2007 году. Темпы роста оправдали ожидания? Какова доля Raflatac?

По нашим оценкам, общий объем рынка рулонных самоклеящихся материалов в России в 2007 году вырос на 10 %. Этот результат стал небольшим разочарованием, так как мы надеялись на повторение 20 процентного роста предыдущего года. Особенно неудачным оказалось второе полугодие, когда значительно снизились объемы розничных продаж ТНП - а значит, потребление наших материалов торговыми сетями.

Стоит заметить, что 10% все же является хорошим показателем роста в сравнении с Европой, где ежегодный прирост продаж не превышает 5%.

Что касается листовых материалов, то по предварительным оценкам, рынок вырос на 10%, что не может не радовать, в сравнении с 5% ростом предыдущего года. UPM Raflatac остаётся абсолютным лидером рынка листовой самоклейки.

Планируют ли ведущие производители самоклейки строительство или приобретение в России мощностей по резке рулонных материалов? Во всем мире такие предприятия принадлежат именно поставщикам, а не дистрибьюторам.

Мы рассматриваем все возможные варианты развития ролевого бизнеса в России и продолжаем работать с нашим основным партнером в России - фирмой "Александр Браун", кроме этого, мы всегда имели прямые контракты с крупными клиентами.

Сама по себе покупка дистрибьюторских структур поставщиками материалов не является проблемой. Весь вопрос в цене, так как западные корпорации уже давно перестали "сорить деньгами" и существуют сейчас в жестком финансовом режиме, стараясь сокращать издержки. В свою очередь, местные дилерские компании справедливо желают получить свою премию за создание рынка и продвижение брэндов. Реалии таковы, что в зачет идут только реальные показатели: обороты и прибыли.

Какова ситуация на европейском рынке самоклейки? Нет ли перепроизводства и планов сокращения мощностей?

Ситуация благоприятная. Европейские производители продолжают экспортировать большую часть своей продукции. Полным ходом идет обновление производства. Приоритет получает более гибкое и универсальное оборудование, естественно, более дорогостоящее. Как раз сейчас на одном из заводов в Финляндии идет ввод в эксплуатацию самой совершенной машины для производства самоклейки - она оснащена максимальным количеством дополнительных опций, и будет загружена производством специальных заказов. Одновременно, выводится из эксплуатации устаревшая машина.

На какой рынок рассчитан строящийся на востоке Польши компанией UPM Raflatac завод по производству самоклейки? Россия и Украина входят в потенциальный регион сбыта его продукции?

Этот завод строится с расчетом на Центральную и Восточную Европу - в основном на Германию и Польшу. Конечно, и Россия и Украина будут потребителями части производимых материалов. Это будет одна из самых современных и мощнейших фабрик в мире, которая станет этапом органичного развития европейского рынка. 

Как изменяется картина конкуренции на рынке самоклеящихся материалов?

Два основных лидера UPM Raflatac и Fasson прочно удерживают свои позиции. Они имеют производственные, логистические и сбытовые структуры на всех мировых рынках. Попыток догнать их даже не предпринимается. Отдельные самостоятельные игроки могут иметь существенные доли на нишевых, либо региональных рынках. Например, одна из компаний- лидеров в сегменте термочеков за счет рискованной экономии на материалах добилась самой низкой цены на продукцию в Европе. Другие игроки рынка решают, желают ли они участвовать в такой конкуренции или нет. Raflatac принял однозначное решение - не снижать технологических параметров продукции ради снижения цены.

Как вы лично оцениваете вероятность строительства завода по производству самоклейки в одной из оффшорных зон в России, например в той же Калининградской области?

Как я говорил выше, мы рассматриваем все возможные варианты развития в России. Что касается российских оффшорных зон, мы не уверены в стабильности их экономического режима.  У одного из игроков нашего бизнеса проект на эту тему был  готов, но не был реализован. Одна из причин - нестабильность режима льгот, который может быть отменен в любое время. Серьезных инвестиций в такой ситуации никто делать не будет.

Чего вы ожидаете от года текущего? Ожидаете ли серьезных изменений на рынках?

Изменения у нас происходят каждый год. Надеемся мы, конечно, на рост рынка, и хотели бы, чтобы он составил не менее 15%.

Есть ли у вас какие либо оценки российского рынка флексопечати? Например - рейтинг типографий-лидеров?

Оценки, конечно, есть. Вопрос, по какому критерию рейтинговать. Типографий, которые способны печатать рулонную самоклеящуюся этикетку – в России более 200. Предприятий, сконцентрированных на этой продукции, и имеющих ежегодное потребление не менее 1 млн. м2 в год - около 50. Лидеров рынка, обладающих самым сложным современным оборудованием  и практическим неограниченным объёмом мощностей - не более 10. Это распределение достаточно стабильно, так как для входа на этот рынок требуются не только гигантские инвестиции, но и огромный опыт. Я не помню, чтобы кто-либо "ворвался" в "TOP 20" за последние 3 года. Новые игроки появляются в основном за счет реорганизации существующих компаний, но общее количество не меняется.

Возможно ли появление новых лидеров в регионах?

Это зависит от появления в регионах крупных производителей ТНП.

Украинские производители этикетки влияют как-то на российский рынок?

Нет. Даже если их продукция проникает сюда, то в незначительных количествах.

Вы не считаете, что ваши конкуренты-поставщики самоклеящихся материалов, предлагающие клиентам комплексные решения, как то: краски и химию, оснастку для высечки, а то и оборудование для печати, имеют преимущество перед вами?

Еще несколько лет назад недостаток узкой специализации ощущался - встречались клиенты, привязанные комплексными контрактами, либо желающие получать материалы в комплексе. Такая практика ушла в прошлое. Каждый выбирает поставщиков исходя из рыночной ситуации.

Какое событие прошедшего года запомнилось вам больше других?

Знаменательное событие для отрасли - переход известных пивных брэндов на самоклеящуюся этикетку. В 2007 году сразу несколько популярных марок пива получили прозрачную самоклеящуюся этикетку. Безусловно - это хороший тренд, уже давно известный во всем мире.  Не ожидал, что он так быстро и успешно приживется и у нас.

Еще одно серьёзное событие прошлого года - приход в Россию двух крупнейших мировых типографий-лидеров этикеточного бизнеса: канадской CCL и европейского концерна Scanem.

Мы смотрим в будущее с оптимизмом и надеемся на продолжение и качественного и количественного роста  этикеточного бизнеса в России.


Назад в раздел