ВСЕРОССИЙСКИЙ ПОЛИГРАФИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ с 1998 года

СМИ 18+

Этикеточная печать: рост замедляется - События и интервью

 

Полиграфический портал Принт-форум. Офсетные и цифровые типографии, реклама, упаковка, сувениры и много другое.

Рубрика: события и интервью




Этикеточная печать: рост замедляется
14/05/2008 

Метки: этикетка, флексо

«Сейчас мы ни в чём не уступаем европейским производителям, а по гибкости и креативности исполнения заметно обгоняем их» — директор типографии «Сервис Плюс Принт» Феликс Помадчик рассказал о ситуации на рынке этикеточной печати.

Феликс Помадчик, типография "Сервис Плюс Принт"


Здравствуйте Феликс. Есть ли у вас количественные и качественные оценки рынка этикеточной печати, и, в частности, печати по самоклейке?

Согласно последним подсчётам FINAT в 2007 г. в Россию было завезено 269 млн. квадратных метров самоклейки (из них 189 млн. кв. м. — бумаги, 80 млн. кв. м. — плёнки). Рост относительно 2006 г. составил 10% (по бумаге — 6%, по плёнке — 20%). Эти цифры говорят либо о стабилизации рынка и резком снижении темпов развития (в 2006 г. показатели роста были на уровне 27%), либо о большом неучтённом потоке материалов, поставленных не от членов FINAT. Мне трудно судить о том, что же произошло на самом деле. Возможно, нас начали снабжать самоклейкой наши дальневосточные соседи, а возможно сами заказчики «притормозили» в предвыборный год. Одно могу сказать точно: октябрь и ноябрь 2007 г. были необычно спокойными.

Наряду с ростом количественных показателей, стоит отметить рост качества российской узкорулонной флексо-печати. Сейчас мы ни в чём не уступаем европейским производителям, а по гибкости и креативности исполнения тиражей заметно обгоняем их. Этому способствует более современный парк оборудования и особенности нашего российского менталитета: мы не боимся нового и готовы искать иные решения, не укладывающиеся в старые правила. Хотя, надо честно признать, что это палка о двух концах, и подобные достоинства часто оборачиваются против нас — в тех случаях, когда надо скрупулезно следовать инструкциям.

Еще одна тенденция на рынке — достаточно высокая степень консолидации. Крупных узкорулонных флексо-типографий, перерабатывающих более 1 млн. кв. м/год, по моим оценкам, примерно 30 на всю Россию. Их мощности велики и требуют каждодневной загрузки, так что приходится остро конкурировать между собой и с менее крупными игроками за тиражи. Лидеры (большей частью из Москвы и Северо-Западного региона) прочно удерживают свои позиции, пошатнуть которые новым игрокам практически невозможно.

Что, по вашему мнению, тормозит развитие полиграфического рынка в России?

На мой взгляд, наиболее негативное влияние на наши сегменты оказывает недобросовестная конкуренция со стороны компаний, ввозящих полиграфию с нарушением таможенных правил. Неважно, из-за границы или из Калининградской области. Проблема возникает от того, что оценить реальную закупочную стоимость импортируемой полиграфии практически невозможно, в отличие от стоимости материалов. Естественно, это даёт возможность занижать стоимость отпечатанной в Европе и Калининграде полиграфии и растамаживать её дешевле стоимости сырья. Для искоренения подобной практики, возможно, помогла бы некая запретительная пошлина, рассчитанная в зависимости от веса продукции. Например, если самоклейка растамаживается из расчёта 3,32 долл./кг., то полиграфическую продукцию на самоклейке следует растамаживать из расчёта 8—10 долл./кг. Уверен, российские типографии только выиграли бы от этого.

Так же очень помогло бы обнуление ставки НДС при ввозе в РФ нового(!) оборудования и его ускоренная амортизация.

Как повлияло на рынок услуг этикеточной печати снижение таможенной пошлины на ввоз самоклеящейся бумаги?

Таможенная пошлина — величина относительная! Вопрос не в размере ставки пошлины, а от какой исходной цены материала её начислять. В условиях заниженной статистической таможенной стоимости килограмма самоклейки изменение пошлины практически не играет роли. Поэтому снижение ставки никак не повлияло на рынок, и снижения цен на материалы не произошло. А вот изменение минимальной статистической стоимости самоклеящихся материалов, утверждённое в октябре прошлого года, приведёт к радикальным изменениям среди поставщиков и на рынке в целом. Об их последствиях мы, скорее всего, сможем поговорить в конце этого года.

Как бы вы охарактеризовали работу российских поставщиков самоклеящихся материалов? Что бы вы изменили в структуре дистрибуции?

Честно говоря, у нас нет трудностей с поставщиками, все работают четко и в срок. Ну, может быть, есть мелкие огрехи, которые решаются в рабочем порядке. Из проблем хочу отметить качество резки на форматную ширину: оно, к сожалению, до сих пор не сильно, но уступает европейскому.

К какому сегменту рынка вы относите свою типографию? Как бы вы охарактеризовали его с точки зрения прибыльности, конкуренции, динамики развития?

«СЕРВИС ПЛЮС ПРИНТ» трудится одновременно в нескольких крайне разнородных сегментах:

  • маркировочная полиграфия для автоматизированных систем (термочеки, различные бирки, ярлыки для таких разных заказчиков, как «Стокманн», «Шатура», «Северсталь»);
  • полиграфия для систем доступа (входные билеты и посадочные талоны: «Каро-фильм», «Формула-кино», «Домодедово», «Лужники»);
  • «умная» полиграфия для рекламных акций (лотерейные промо-этикетки и карточки: «Кама-шина», «Нестле», «Альпина»);
  • полиграфия для пищевой промышленности (самоклеящиеся этикетки для «Хохланд», «Лакталис», «Русское море»).

Наши партнёры-клиенты разбросаны по всей России, от Калининграда до Владивостока. Большая их часть — это наши дилеры, с которыми, согласитесь, проще работать, чем самостоятельно обслуживать многочисленных конечных потребителей.
Такая ситуация сложилась исторически: рынки, куда бы мы хотели уйти полностью, крайне малы на сегодняшний день. Так, если задаться целью, и напечатать весь годовой объём входных билетов для автоматизированных систем продаж, в чём мы очень сильны, то этот объём работы мы могли бы сделать за три-четыре месяца. А что делать остальные восемь? Поэтому продолжаем работать и с низко-прибыльными продуктами, где бренд типографии практически ничего не значит, где не принято предъявлять претензии к качеству, а клиента можно привлечь исключительно низкой ценой.
Правда, «СЕРВИС ПЛЮС ПРИНТ» потихоньку снижает долю массовой продукции в своих объёмах. Это не означает, что мы совсем отказываемся от таких заказов, но их доля в нашем портфеле постепенно сокращается. Причина — в невозможности нормального развития типографии при специализации на низкобюджетном сегменте.
Если же говорить о рынке самоклейки в целом, то из-за высокой конкуренции и, на мой взгляд, крайне нестабильной ситуации в экономике норма прибыли постоянно снижается. И работать так, как все работали, например, пять лет назад, практически невозможно. Этим обусловлен рост интереса типографий к системам автоматизации, к технологиям повышения производительности труда.

Ваша позиция на рынке сегодня достаточно сильна. Каким образом компании удалось достичь таких успехов?

Компания «СЕРВИС ПЛЮС ПРИНТ» была основана в 1999 г. как полиграфическое подразделение группы «СЕРВИС ПЛЮС». Соответственно, нашей главной задачей на первом этапе было производство расходных материалов для клиентов группы. В то время среди них уже значились крупные торговые сети, оптовые компании и другие предприятия, нуждающиеся в маркировке своих товаров. Спустя год стало понятно, что жесткая специализация на одном продукте, так называемых термочеках, не принесет ожидаемой прибыли. А еще через год было принято решение о придании «Сервис Плюс Принт» статуса самостоятельной компании.

С этого момента началась наша «взрослая» жизнь. В первую очередь, мы определили наиболее интересные сегменты рынка, в которых хотели и могли бы занять лидирующие позиции. Это маркировочная полиграфия для автоматизированных систем, полиграфия для систем доступа и «умная» полиграфия, где традиционные печатники не сильны. Выбрав направление развития, мы задумались о средствах достижения цели. И в 2003 г. установили одну из первых в России сервоприводных флексопечатных машин. К 2005 г. она была загружена настолько, что потребовалось приобретение еще одной.
Комплектация выбранного оборудования позволила нам выделиться среди традиционных типографий: теперь мы можем выполнять поистине уникальные тиражи.

Например, в апреле 2008 г. мы печатали входные билеты для финального матча кубка «Лиги чемпионов», который будет проходить в мае в Лужниках. У этого тиража есть несколько особенностей. Во-первых, билеты выполнены в 15 красок, некоторые из которых обладают специальными защитными свойствами. Во-вторых, с помощью горячего тиснения на билеты из термокартона нанесена 3D-голограмма. Наконец, главная изюминка заключается в уникальности для России самого материала: ламинат термокартона и мелованной бумаги с добавлением защитных свойств производился на нашем оборудовании прямо во время печати!

сервис плюс принт

Рассматриваете ли вы вопрос автоматизации процессов в типографии и возможной экономии за счет этого?

Как я уже говорил, именно с усилением конкуренции и увеличением размеров бизнеса руководители всех предприятий, в том числе нашей отрасли, задумываются над тем, как снизить затраты, как увеличить производительность труда и т. д. Одним из действенных способов является автоматизация типографии. Уровень автоматизации зависит от размеров производства и специфики тиражей, единого рецепта, даже для одного сегмента, дать нельзя. Кому-то достаточно работать с простыми калькуляторами расчёта цен, а кому-то уже показано внедрение хотя бы MRP (Material Requirement Planning — Планирование материальных потребностей).

Мы с удовольствием пользовались бы отраслевым решением, типа специализированной ERP. Потребность в ней уже назрела, но, к сожалению, на рынке не существует ничего подходящего за разумные деньги. Решения SAP и Frontstep — неоправданно дороги, на мой взгляд. К тому же, я не слышал ни об одном законченном внедрении на нашем рынке, только об установке разрозненных модулей.

Столь же индивидуальна оценка экономии от внедрения. Всё зависит от разумности сегодняшних бизнес-процессов, которыми живёт та или иная типография, от того, насколько их можно будет оптимизировать. Для отлаженных организаций, думаю, минимальный выигрыш от внедрения системы автоматизации будет 10—15%, для «неорганизованных» он может достигать 100% и более. Вопрос будет заключаться в том, как убедить «расхлябанных» сотрудников начать пользоваться системой.

Какой смысл вы вкладываете в слово «сервис», звучащее в названии вашей фирмы? Какой сервис ценят ваши клиенты?

Во-первых, это точное следование договорным обязательствам с нашей стороны. В наше время, к сожалению, все друг друга вольно, но обычно невольно, обманывают. Мы стремимся сделать всё возможное, чтобы доля срывов сроков, часто не по нашей вине, не превышала 2—3%. Из-за этого мы готовы пойти на убытки, но не потерять лицо перед партнёром-клиентом.

Во-вторых, наш сервис — это возможность совместной с клиентом разработки технического задания. Не секрет, что нередко клиенты приходят в типографию, еще не зная, чего хотят, не понимая, что им надо в действительности. Мы не отправляем их «подумать» и не предлагаем ненужные услуги, пользуясь их незнанием. Вместо этого мы занимаем партнерскую позицию и помогаем в разработке подходящего для нужд клиента ТЗ, по сути, бескорыстно оказывая консалтинговые услуги. И хотя эта услуга приносит небольшую прибыль, в долгосрочной перспективе она укрепляет наши отношения с заказчиком, и ведёт к длительному взаимовыгодному сотрудничеству.

Наши клиенты ценят партнерские взаимоотношения, которые возникают у нас уже в процессе обсуждения технического задания и поддерживаются на всех этапах исполнения заказа. Это превращает сервис в одно из наших ключевых конкурентных преимуществ.

Высказать ваше мнение по поводу интервью и задать вопросы Феликсу Помадчику можно здесь.



Рынок "книг по запросу" завис над пропастью 
В Москве прошла 23-я Московская международная книжная выставка-ярмарка, собравшая на площади более 30 000 кв. м. издателей из 56 стран мира.

Август Борг модернизирует офсетную печать 
Андрей Зарецкий, руководитель типографии "Август Борг", вернулся с выставки IPEX с подписанным контрактом на поставку KBA Rapida 105-5+L.

Российскую полиграфию ожидает возрождение 
Генеральный директор холдинга «Регент», Анастасия Высоткина, рассказала о планах компании и своем видении перспектив полиграфического и бумажного бизнеса.

OKI - номер 1 по продажам цветных принтеров А3 
Продажи компании растут по всем товарным категориям, не смотря на общее снижение спроса на печатающие устройства.

"Нисса" расширяет цифровое портфолио.  
«Нисса» стала эксклюзивным представителем французского производителя цифровых печатных машин и финишного оборудования, компании MGI.