Полиграфический портал Принт-форум. Офсетные и цифровые типографии, реклама, упаковка, сувениры и много другое.

Рубрика: события и интервью




Этикеточная печать: рост замедляется
14/05/2008

«Сейчас мы ни в чём не уступаем европейским производителям, а по гибкости и креативности исполнения заметно обгоняем их» — директор типографии «Сервис Плюс Принт» Феликс Помадчик рассказал о ситуации на рынке этикеточной печати.

Феликс Помадчик, типография "Сервис Плюс Принт"


Здравствуйте Феликс. Есть ли у вас количественные и качественные оценки рынка этикеточной печати, и, в частности, печати по самоклейке?

Согласно последним подсчётам FINAT в 2007 г. в Россию было завезено 269 млн. квадратных метров самоклейки (из них 189 млн. кв. м. — бумаги, 80 млн. кв. м. — плёнки). Рост относительно 2006 г. составил 10% (по бумаге — 6%, по плёнке — 20%). Эти цифры говорят либо о стабилизации рынка и резком снижении темпов развития (в 2006 г. показатели роста были на уровне 27%), либо о большом неучтённом потоке материалов, поставленных не от членов FINAT. Мне трудно судить о том, что же произошло на самом деле. Возможно, нас начали снабжать самоклейкой наши дальневосточные соседи, а возможно сами заказчики «притормозили» в предвыборный год. Одно могу сказать точно: октябрь и ноябрь 2007 г. были необычно спокойными.

Наряду с ростом количественных показателей, стоит отметить рост качества российской узкорулонной флексо-печати. Сейчас мы ни в чём не уступаем европейским производителям, а по гибкости и креативности исполнения тиражей заметно обгоняем их. Этому способствует более современный парк оборудования и особенности нашего российского менталитета: мы не боимся нового и готовы искать иные решения, не укладывающиеся в старые правила. Хотя, надо честно признать, что это палка о двух концах, и подобные достоинства часто оборачиваются против нас — в тех случаях, когда надо скрупулезно следовать инструкциям.

Еще одна тенденция на рынке — достаточно высокая степень консолидации. Крупных узкорулонных флексо-типографий, перерабатывающих более 1 млн. кв. м/год, по моим оценкам, примерно 30 на всю Россию. Их мощности велики и требуют каждодневной загрузки, так что приходится остро конкурировать между собой и с менее крупными игроками за тиражи. Лидеры (большей частью из Москвы и Северо-Западного региона) прочно удерживают свои позиции, пошатнуть которые новым игрокам практически невозможно.

Что, по вашему мнению, тормозит развитие полиграфического рынка в России?

На мой взгляд, наиболее негативное влияние на наши сегменты оказывает недобросовестная конкуренция со стороны компаний, ввозящих полиграфию с нарушением таможенных правил. Неважно, из-за границы или из Калининградской области. Проблема возникает от того, что оценить реальную закупочную стоимость импортируемой полиграфии практически невозможно, в отличие от стоимости материалов. Естественно, это даёт возможность занижать стоимость отпечатанной в Европе и Калининграде полиграфии и растамаживать её дешевле стоимости сырья. Для искоренения подобной практики, возможно, помогла бы некая запретительная пошлина, рассчитанная в зависимости от веса продукции. Например, если самоклейка растамаживается из расчёта 3,32 долл./кг., то полиграфическую продукцию на самоклейке следует растамаживать из расчёта 8—10 долл./кг. Уверен, российские типографии только выиграли бы от этого.

Так же очень помогло бы обнуление ставки НДС при ввозе в РФ нового(!) оборудования и его ускоренная амортизация.

Как повлияло на рынок услуг этикеточной печати снижение таможенной пошлины на ввоз самоклеящейся бумаги?

Таможенная пошлина — величина относительная! Вопрос не в размере ставки пошлины, а от какой исходной цены материала её начислять. В условиях заниженной статистической таможенной стоимости килограмма самоклейки изменение пошлины практически не играет роли. Поэтому снижение ставки никак не повлияло на рынок, и снижения цен на материалы не произошло. А вот изменение минимальной статистической стоимости самоклеящихся материалов, утверждённое в октябре прошлого года, приведёт к радикальным изменениям среди поставщиков и на рынке в целом. Об их последствиях мы, скорее всего, сможем поговорить в конце этого года.

Как бы вы охарактеризовали работу российских поставщиков самоклеящихся материалов? Что бы вы изменили в структуре дистрибуции?

Честно говоря, у нас нет трудностей с поставщиками, все работают четко и в срок. Ну, может быть, есть мелкие огрехи, которые решаются в рабочем порядке. Из проблем хочу отметить качество резки на форматную ширину: оно, к сожалению, до сих пор не сильно, но уступает европейскому.

К какому сегменту рынка вы относите свою типографию? Как бы вы охарактеризовали его с точки зрения прибыльности, конкуренции, динамики развития?

«СЕРВИС ПЛЮС ПРИНТ» трудится одновременно в нескольких крайне разнородных сегментах:

  • маркировочная полиграфия для автоматизированных систем (термочеки, различные бирки, ярлыки для таких разных заказчиков, как «Стокманн», «Шатура», «Северсталь»);
  • полиграфия для систем доступа (входные билеты и посадочные талоны: «Каро-фильм», «Формула-кино», «Домодедово», «Лужники»);
  • «умная» полиграфия для рекламных акций (лотерейные промо-этикетки и карточки: «Кама-шина», «Нестле», «Альпина»);
  • полиграфия для пищевой промышленности (самоклеящиеся этикетки для «Хохланд», «Лакталис», «Русское море»).

Наши партнёры-клиенты разбросаны по всей России, от Калининграда до Владивостока. Большая их часть — это наши дилеры, с которыми, согласитесь, проще работать, чем самостоятельно обслуживать многочисленных конечных потребителей.
Такая ситуация сложилась исторически: рынки, куда бы мы хотели уйти полностью, крайне малы на сегодняшний день. Так, если задаться целью, и напечатать весь годовой объём входных билетов для автоматизированных систем продаж, в чём мы очень сильны, то этот объём работы мы могли бы сделать за три-четыре месяца. А что делать остальные восемь? Поэтому продолжаем работать и с низко-прибыльными продуктами, где бренд типографии практически ничего не значит, где не принято предъявлять претензии к качеству, а клиента можно привлечь исключительно низкой ценой.
Правда, «СЕРВИС ПЛЮС ПРИНТ» потихоньку снижает долю массовой продукции в своих объёмах. Это не означает, что мы совсем отказываемся от таких заказов, но их доля в нашем портфеле постепенно сокращается. Причина — в невозможности нормального развития типографии при специализации на низкобюджетном сегменте.
Если же говорить о рынке самоклейки в целом, то из-за высокой конкуренции и, на мой взгляд, крайне нестабильной ситуации в экономике норма прибыли постоянно снижается. И работать так, как все работали, например, пять лет назад, практически невозможно. Этим обусловлен рост интереса типографий к системам автоматизации, к технологиям повышения производительности труда.

Ваша позиция на рынке сегодня достаточно сильна. Каким образом компании удалось достичь таких успехов?

Компания «СЕРВИС ПЛЮС ПРИНТ» была основана в 1999 г. как полиграфическое подразделение группы «СЕРВИС ПЛЮС». Соответственно, нашей главной задачей на первом этапе было производство расходных материалов для клиентов группы. В то время среди них уже значились крупные торговые сети, оптовые компании и другие предприятия, нуждающиеся в маркировке своих товаров. Спустя год стало понятно, что жесткая специализация на одном продукте, так называемых термочеках, не принесет ожидаемой прибыли. А еще через год было принято решение о придании «Сервис Плюс Принт» статуса самостоятельной компании.

С этого момента началась наша «взрослая» жизнь. В первую очередь, мы определили наиболее интересные сегменты рынка, в которых хотели и могли бы занять лидирующие позиции. Это маркировочная полиграфия для автоматизированных систем, полиграфия для систем доступа и «умная» полиграфия, где традиционные печатники не сильны. Выбрав направление развития, мы задумались о средствах достижения цели. И в 2003 г. установили одну из первых в России сервоприводных флексопечатных машин. К 2005 г. она была загружена настолько, что потребовалось приобретение еще одной.
Комплектация выбранного оборудования позволила нам выделиться среди традиционных типографий: теперь мы можем выполнять поистине уникальные тиражи.

Например, в апреле 2008 г. мы печатали входные билеты для финального матча кубка «Лиги чемпионов», который будет проходить в мае в Лужниках. У этого тиража есть несколько особенностей. Во-первых, билеты выполнены в 15 красок, некоторые из которых обладают специальными защитными свойствами. Во-вторых, с помощью горячего тиснения на билеты из термокартона нанесена 3D-голограмма. Наконец, главная изюминка заключается в уникальности для России самого материала: ламинат термокартона и мелованной бумаги с добавлением защитных свойств производился на нашем оборудовании прямо во время печати!

сервис плюс принт

Рассматриваете ли вы вопрос автоматизации процессов в типографии и возможной экономии за счет этого?

Как я уже говорил, именно с усилением конкуренции и увеличением размеров бизнеса руководители всех предприятий, в том числе нашей отрасли, задумываются над тем, как снизить затраты, как увеличить производительность труда и т. д. Одним из действенных способов является автоматизация типографии. Уровень автоматизации зависит от размеров производства и специфики тиражей, единого рецепта, даже для одного сегмента, дать нельзя. Кому-то достаточно работать с простыми калькуляторами расчёта цен, а кому-то уже показано внедрение хотя бы MRP (Material Requirement Planning — Планирование материальных потребностей).

Мы с удовольствием пользовались бы отраслевым решением, типа специализированной ERP. Потребность в ней уже назрела, но, к сожалению, на рынке не существует ничего подходящего за разумные деньги. Решения SAP и Frontstep — неоправданно дороги, на мой взгляд. К тому же, я не слышал ни об одном законченном внедрении на нашем рынке, только об установке разрозненных модулей.

Столь же индивидуальна оценка экономии от внедрения. Всё зависит от разумности сегодняшних бизнес-процессов, которыми живёт та или иная типография, от того, насколько их можно будет оптимизировать. Для отлаженных организаций, думаю, минимальный выигрыш от внедрения системы автоматизации будет 10—15%, для «неорганизованных» он может достигать 100% и более. Вопрос будет заключаться в том, как убедить «расхлябанных» сотрудников начать пользоваться системой.

Какой смысл вы вкладываете в слово «сервис», звучащее в названии вашей фирмы? Какой сервис ценят ваши клиенты?

Во-первых, это точное следование договорным обязательствам с нашей стороны. В наше время, к сожалению, все друг друга вольно, но обычно невольно, обманывают. Мы стремимся сделать всё возможное, чтобы доля срывов сроков, часто не по нашей вине, не превышала 2—3%. Из-за этого мы готовы пойти на убытки, но не потерять лицо перед партнёром-клиентом.

Во-вторых, наш сервис — это возможность совместной с клиентом разработки технического задания. Не секрет, что нередко клиенты приходят в типографию, еще не зная, чего хотят, не понимая, что им надо в действительности. Мы не отправляем их «подумать» и не предлагаем ненужные услуги, пользуясь их незнанием. Вместо этого мы занимаем партнерскую позицию и помогаем в разработке подходящего для нужд клиента ТЗ, по сути, бескорыстно оказывая консалтинговые услуги. И хотя эта услуга приносит небольшую прибыль, в долгосрочной перспективе она укрепляет наши отношения с заказчиком, и ведёт к длительному взаимовыгодному сотрудничеству.

Наши клиенты ценят партнерские взаимоотношения, которые возникают у нас уже в процессе обсуждения технического задания и поддерживаются на всех этапах исполнения заказа. Это превращает сервис в одно из наших ключевых конкурентных преимуществ.

Высказать ваше мнение по поводу интервью и задать вопросы Феликсу Помадчику можно здесь.


Назад в раздел