ВСЕРОССИЙСКИЙ ПОЛИГРАФИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ с 1998 года
Полиграфическому сообществу необходимо осознать себя отраслью - События и интервью
Полиграфический портал Принт-форум. Офсетные и цифровые типографии, реклама, упаковка, сувениры и много другое.
Рубрика: события и интервью
Полиграфическому сообществу необходимо осознать себя отраслью — 23 апреля в штаб-квартире общественной организации "Деловая Россия" состоялись презентация и обсуждение исследования, проведенного ассоциацией МПС «Итоги полиграфической отрасли в 2007 г. Риски и возможности 2008 г.» В начале презентации исполнительный директор «Деловой России» Николай Остарков рассказал о целях и задачах организации, и ожиданиях, возлагаемых на сотрудничество с отраслевыми ассоциациями, в число которых теперь вошел и «Московский полиграфический союз». «Деловая Россия» позиционирует себя, как союз предпринимателей, работающих в различных несырьевых отраслях промышленности, и сталкивающихся с всё усложняющимися экономическими условиями, выражающимися в росте цен на сырье и энергоносители, тяжком налоговом бремени, административном давлении и отсутствии доступа к дешевым кредитным ресурсам. На сегодняшний день «Деловая Россия» объединяет интересы тысяч предприятий из 70 регионов России, и 35 отраслей промышленности. В своем диалоге с властью, в лице партии правительственного большинства «Единой России», организация нуждается в четко сформулированных программах улучшения законодательного и финансового климата в промышленности, составить которые могут только отраслевые объединения. Конечно, такие программы не должны ограничиваться требованием таможенных льгот и налоговых преференций, но должны включать как права, так и обязанности, которые бизнес обязуется взять на себя, чтобы помочь государству создать максимально благоприятные и прозрачные условия для активизации предпринимательства и привлечения инвестиций. В качестве примера таких «встречных обязательств» Остраков привел борьбу с контрафактом и обеление зарплат работников. Главную тему презентации – исследование состояния полиграфического рынка представил вице-президент МПС и зам. Генерального директора типографии «Пушкинская площадь» Андрей Сулейков. Российская полиграфическая отрасль объединяет сегодня около 16 000 предприятий, 5100 из которых имеют собственные печатные мощности. По оценкам экспертов, главным двигателем полиграфической индустрии в России на сегодня можно назвать рекламу. Именно за счет рекламных изданий, в том числе, журналов, выпускаемых торговыми сетями, растет объём высококачественной рулонной печати, составивший в 2007 году 9,7 млрд. рублей, что с учетом падения курса доллара, на 15% больше показателя 2006 года. Учитывая показатели предыдущих лет, когда рост рынка составил 19 (2006) и 21% (2005), нельзя не отметить существенного замедления роста. Причина – насыщение основных заказчиков рулонных типографий – классических СМИ (журналов). Основными факторами роста рынка в 2007 году стали экспансия столичных изданий на региональный рынок и развитие национальных и региональных торговых сетей. Общий объем потребления ежедневной периодики, книжной и журнальной продукции в России в 2007 г. составил 4,1 млрд. долл.
Однако, на фоне оптимистической картины роста объёмов журнальной печати, не может не огорчать растущая доля импорта. На данный момент до 70% печати высококачественной рулонной журнальной продукции достается типографиям Украины, Прибалтики и других стран. В целом по печати на мелованной бумаге импорт продукции достигает 60%. Эксперты ожидают усугубления этой ситуации в связи с тем, что в ближайшей перспективе основной рост ожидается в сегменте ежемесячных журналов, где зарубежные производители занимают наиболее выгодные позиции. Одной из важнейших причин этого обидного дисбаланса эксперты называют уже давно всем известную - 15% пошлину на ввоз мелованной бумаги, при беспошлинном импорте готовой продукции, существующем благодаря т.н. «Флорентийскому соглашению» о ввозе материалов образовательного, научного и культурного характера, под которое, на практике, попадает вся импортируемая полиграфическая продукция. Над решением вопроса с таможенными тарифами уже более 10 лет работают различные инициативные группы. На данный момент, отменены ввозные пошлины только на некоторые группы полиграфических материалов, среди которых мелованный сигаретный картон и самоклеящаяся бумага и пленка. Теперь за проблему взялась «Деловая Россия». О реальном влиянии заградительных пошлин можно судить по представленным МПС оценкам. В 2007 году в страну было ввезено готовой полиграфии на мелованной бумаге и картоне на сумму более 1 млрд. долл, в то время как самих материалов было импортировано на 630 млн. долл. По данным «Содружества бумажных оптовиков» ежегодный отток полиграфических заказов за рубеж составляет 500-700 млн. долл. По оценкам экспертов МПС, разница себестоимости продукции, отпечатанной в России и за рубежом, только за счет налоговой и таможенно-тарифной политики составляет 30-35% в пользу иностранных типографий. Этот дисбаланс, безусловно, сдерживает инвестиции в полиграфические предприятия в России и стимулирует строительство новых типографий вдоль границ наших ближайших соседей. Косвенным следствием такой «защиты отечественного производителя» является сдерживание роста потребления мелованной бумаги в стране, что в свою очередь делает нецелесообразным строительство собственных фабрик по выпуску высококачественной мелованной, легкомелованной и суперкаландрированной бумаги. Таким образом – круг замыкается: меры, введенные, якобы, для стимулирования развития внутреннего производства бумаги делают это развитие бессмысленным. Внутри страны просто нет нужного количества потребителей высококачественных материалов. От существующего положения вещей страдают и издатели. Присутствовавший на презентации представитель холдинга «Эксперт» заметил, что отсутствие подходящих рулонных мощностей в регионах значительно усложняет децентрализацию производства изданий. Зачастую всё, что могут предложить региональные полиграфисты издателям еженедельников – это печать на листовых машинах, которая, даже при максимально сниженных ценах все равно остается дороже рулонной на 5-10%, а по скорости выпуска тиражей просто сводит на нет выгоды печати на местах. Другой вопрос, стоящий на повестке дня отраслевого сообщества – введение сквозной ставки НДС на всех этапах производства и распространения печатной продукции на уровне 10-12%. Общая идея предложений, которые «Деловая Россия» совместно с МПС готовят правительству такова: к моменту реализации проектов строительства ориентированных на мелованную бумагу ЦБК, вынашиваемых в рамках политики развития перерабатывающих отраслей, необходимо создать полиграфическую базу, которая сможет потреблять эту бумагу в соответствующих объемах. После налаживания нашей собственной национальной цепочки производства и потребления возобновление заградительных пошлин станет оправданным. Пока же, упорно проводимая правительством политика «защиты несуществующего отечественного производителя», по общему мнению собравшихся, может быть расценена как саботаж, и приведет в ближайшем будущем к полной зависимости от импорта. С мнением согласны и представители «защищаемой стороны», подтвердил вице президент РАО «БумПром» Анатолий Черновол. Рассказывая об основных тенденциях полиграфического рынка, Андрей Сулейков упомянул еще одну – создание вертикально интегрированных издательско-полиграфических структур. Во многом благодаря неблагоприятной экономической ситуации в отрасли, серьезные инвестиции в производство в России делаются только операторами рынка – издательствами и распространителями. Среди крупных проектов последнего времени – строительство региональных газетных типографий «Комсомольской правдой», инвестиции в переоснащение и модернизацию производств издательств «Эксмо», «Аттикус Паблишинг» и «Аргументы и Факты». Несмотря на ориентацию на собственные нужды издательств, новые мощности будут влиять на рынок, что приведет к росту конкуренции среди российских полиграфистов. Основные риски текущего года Андрей Сулейков связывает с законодательным регулированием отрасли. Так, дополнительным сдерживающим фактором инвестиционной привлекательности отрасли станет включение полиграфии в список стратегически важных отраслей промышленности. Законопроект «О порядке осуществления иностранных инвестиций в коммерческие организации, имеющие стратегическое значение для национальной безопасности РФ» существенно ограничит возможности для привлечения иностранных инвестиций в российскую полиграфическую базу. Наметившийся приток иностранных инвестиций в текущем году, вероятнее всего ограничится малыми и средними региональными типографиями производительностью до 200 млн. отт. в месяц. Для смягчения негативного влияния нового закона МПС планирует разработать и предложить правительству формулу расчета реальной производительности типографий с учетом всех необходимых простоев, чтобы эти значения не выводились по принципу «проектная мощность машины» х 24 часа х 30 дней. Еще одну опасность таит в себе внесенный в Думу законопроект о лицензировании издательско-полиграфической деятельности. Задуманный, как средство борьбы с контрафактом и фальсифицированной продукцией, этот закон, по мнению экспертного сообщества, может ударить по сектору оперативной полиграфии. Для решения задач борьбы с контрафактом и других социально важных проблем, МПС предлагает использовать инструменты саморегулирования. Проект создания саморегулируемой организации в рамках отраслевого сообщества будет представлен на конференции «Деловой России» 20 мая 2008 г. Рассказывая о ближайших планах ассоциации, Андрей Сулейков анонсировал еще одну, близкую каждому полиграфисту проблему – компенсацию затрат на привлечение кредитов на закупку техники. Как известно, с 2006 г. на временной, а с июля 2007 г. на постоянной основе отменены ввозные пошлины на импортное полиграфическое оборудование. По мнению МПС, данное изменение облегчило, но не решило проблему оперативного обновления изношенного на 70-75% парка оборудования. Негативно сказывается на динамике модернизации кредитная ставка, превышающая 14% в рублях. В связи с этим МПС считает необходимым начать диалог с правительством РФ о выделении субсидий из федерального бюджета на компенсацию части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным у российских банков. Аналогичный прецедент уже существует в текстильной промышленности. Мероприятие МПС и «Деловой России» прошло весьма оживленно. Участники, не стеснялись в оценках, и высказывали решимость идти до конца в достижении своих целей. Главное, что необходимо общественной организации и отраслевому союзу для успешного диалога с властью, это поддержка профессионального сообщества. Трудно защищать интересы отрасли перед «высокими» оппонентами, когда эта отрасль не осознает себя как единое целое, не имеет общих интересов и слаженного голоса.
Источник: Максим Добровенский, Print-forum.ru
|
|
|
|
|
|
|
|