Покупка оборудования second-hand: советы бывалого — Покупка подержанного оборудования — заманчивый, но рискованный шаг. Впервые принимая решение приобрести б/у машину, неплохо посоветоваться с бывалыми коллегами. Одному из таких руководителей, практически полностью оснастившему свою типографию восстановленными машинами, мы задали несколько вопросов. Наша беседа с активным участником конференций «Принт-форума», директором типографии «Ярославский печатный двор», Игорем Титовым прошла прямо во время установки в его в типографии 4-красочного Speedmaster 102PV, приобретенного в голландской типографии. Расскажите о вашем опыте покупки подержанного полиграфического оборудования. В целом его можно назвать удачным? Вы планируете покупку Б/У машин в будущем? У меня на данный момент накопился весьма солидный опыт покупки подержаной полиграфической техники. Причем, самой разнообразной, от ручных биговальных станочков до ролевого 8-красочного Heidelberg WEB 8 (29 метров длиной, 60 тонн весом - для перевозки его понадобились 4 фуры) и цифровой Indigo, а в промежутке между ними — нескольких 2 и 4 красочных машин от А3 до А1 форматов. В целом, опыт удачен, и, конечно, он будет продолжен! Какие факторы сыграли роль при принятии решения о покупке б/у техники? Естественно, цена. Ну, и, может быть, несколько печальный опыт прошлых, доперестроечных, закупок нового оборудования. И еще, сыграл свою роль вопрос: а что, собственно считать "б/у"? Возьмем новый Heidelberg. Пришли монтажники и поставили его в цех. Потом наложили в кипсейки краски и отпечатали несколько тысяч листов. Вопрос: он новый или б/у? Через какое время, или сколько миллионов оттисков машина становится «б/у»? Какие еще критерии нужно принять во внимание? Другая сторона медали: я бывал в паре фирм, занимающихся "восстановлением" печатных машин. Они берут «металлолом», который типография отдает почти даром. Машина завозится в камеру, где обрабатывается из пескоструйного аппарата сухим льдом. Вся грязь отскакивает, кое-где — вместе с краской. При необходимости, машина частично или целиком красится, внешний вид приводится в идеальное состояние. Но ведь самое важное в любой машине — не внешний вид, а состояние цилиндров, шеек цилиндров, коренных подшипников и других узлов. Но все это скрыто за внешним блеском. Как вы решаете проблемы с пусконаладкой и сервисом? Как обстоит дело с рынком сервисных услуг в вашем регионе? Мы сколотили свою бригаду, даже, скорее, ВТК — временный трудовой коллектив на конкретную задачу. Например, на демонтаж в Англии ролевой Heidelberg WEB 8 — 5 человек, которые ее там демонтировали, погрузили на грузовики (4 дня) и потом смонтировали у нас. На демонтаж Heidelberg Speedmaster 72VP в Швеции — 3 человека и 2,5 дня работы. Потом 5 дней на монтаж и запуск. Эти же люди в последствии обслуживают машины, скорее — ремонтируют, потому как обслуживание — дело штатных печатников и механиков типографии. Где находите специалистов? На сколько я знаю, иногда спецы по сложной технике присутствуют в России в единичных экземплярах, и те работают у дилеров и в представительствах. Специалисты, доступные для нас - это наши собственные плюс Ярославский полиграф комбинат. Они или уходят в отпуск, или работаем в выходные или праздники. Какова, по вашему мнению, необходимая квалификация инженеров для работы с б/у машинами класса того же «Спидмастера»? Требуются ли специальные навыки, скажем, если человек до этого, собирал и запускал только технику с завода? На данный момент мы имеем опыт работы с печатными машинами конца 80-х - начала 90-х годов. Это машины без особых наворотов в электронике и квалификации наших специалистов достаточно. Потом, как правило, одна бригада разбирает и собирает машину на новом месте -- это также облегчает работу, особенно, если машину нам сдали в рабочем состоянии. Реально ли привлечь специалистов из западных фирм? Не слишком дорого? Иногда их и привлекаем. Получается всего раза в 1,5-2 ДЕШЕВЛЕ, чем приглашать москвичей!!! Как вы относитесь к дилерам подержанного полиграфического оборудования? Стоит ли к ним обращаться, в каких случаях? Дилер дилеру рознь. Причем, как у нас, так и за рубежом. В России, скорее, не дилеры, а агенты. К таким же могу уже причислить и себя — мы поставили довольно много б/у оборудования в Россию. Но для меня это — побочный бизнес. Везешь оборудование для себя, а заодно забиваешь машину чем-то полезным и для коллег. Многие уважаемые участники «Принт-Форума» работали со мной. Есть очень хорошие дилеры в Скандинавии, в Германии. Есть не очень честные дилеры и агенты во Франции, Англии. Причем к ним могу аргументированно отнести и одного из участников «Форума». Обращаться к дилерам, конечно, стоит — у них больше информации, на их складах всегда можно найти много полезных мелочей: фальцовок, резаков, сверлилок и т.д. Не стоит работать с "жучками", которые информацию, доступную в интернете, продают вам за полторы цены. Например, исходя из количества предложений, можно подумать, что Украина — главный производитель «Гейдельбергов» и «Роландов», так много оборудования предлагают украинские посредники! По вашему мнению, покупка б/у машины всегда опрадывает ожидания? Стоит ли опасаться получить совсем не то, что хотелось? Конечно, стоит опасаться! Как я уже говорил, можно связаться с нечестным дилером и получить очень много проблем. Я в первую очередь смотрю на человека, который хочет мне что-то продать. Это самое важное! Точно также, обстановка в типографии, где работает машина (очень важно покупать машину не со склада, а из типографии) говорит значительно больше, чем внешний вид кожухов машины!!! Два плохих примера из моей жизни: 1. Искал себе MAN Roland 202TOB. Приехал в крупную парижскую компанию. Стоят 5 машин. На 3-х из них снят электронный блок (это который на приемке вверху справа). Зачем его снимать? Там же всего пара десятков светодиодов. Вы видели, когда-нибудь перегоревший светодиод? А на 3-х машинах сразу? Напрашивается мысль — а не счетчик ли на них сбрасывают? Мысль шальная, неподтвержденная. Но ведь мысль убить нельзя! 2. Через одного из очень активных участников Форума нашел ролевую машину. Слетал, проинспектировал. Проплатил, организовал бригаду, купил билеты, нанял там микроавтобус. Приехали, а машина буквально разграбленна. Из 8 двигателей увлажнения сняты 3, сняты запчасти из электроники, механики, пневматики. Список украденого — на 1,5страницы мелким почерком. Форумовский партнер испарился. После долгих дебатов, поставщики восполнили всю недостачу, купили новые детали, что-то из своих запасов отдали. Но отсутствие некоторых элементов, например 12 микросхем с одной из плат СРС, а также двигателя на силиконе, обнаружилось уже при монтаже у нас в типографии. Пришлось покупать за свой счет. Имеет ли смысл искать супер-интересные предложения? Конечно же, да. В жизни встречаются разные ситуации, а рынок печатных машин очень сложен. Не редко распродаются обанкротившиеся типографии, бывает, что людям просто необходимо освободить место для монтажа нового оборудования, а демонтировать и перевозить старую машину на склад — очень дорого. Да и цена машины, хранящейся в разобраном виде на складе значительно ниже, чем стоящей в цеху. Что думаете о покупке б/у допечатки, в частности, ФНА и CTP? Есть ли опыт? Я купил 5-6 фотонаборов, все вполне удачно и очень недорого. А вот опыта по СТР пока нет. Целесообразно ли самостоятельно покупать оборудование в европейских типографиях, пользуясь услугами независимых сервисных компаний? Если найдете — пожалуйста. Проблем несколько: во-первых, сложно «обогнать» активных дилеров, во-вторых, не всегда типографии хотят заниматься вопросами разборки, погрузки, оформления экспортных договоров и деклараций. У них нет ресурсов для этого. Но если получается — вперед! Что бы вы посоветовали предприятиям, выбирающим между новым и подержанным оборудованием? На что обратить внимание, какие вопросы выяснить до принятия решения? Представьте, что речь идет об автомобиле. Главный вопрос: можете ли вы позволить себе ездить на 3-летнем Мерседесе или вы стороннник только новых машин? Или вам больше подойдет новый Ниссан, а может быть новая Шкода? Так и в полиграфии. Оцените реально ваш бюджет. Вспомните, что кроме печатной машины, вам понадобится препресс и послепечатное оборудование, а это тоже немалые суммы. Затраты на пусконаладку также составляют несколько процентов от вложений. А ремонт и подготовка помещения, вложения в свет, климат, погрузочные устройства? Оцените уровень сервиса в вашем регионе. Для аналогии, помните, что 10-15-летний Heidelberg — это тот 3-х летний Мерседес, что вы выбрали. Главное, чтобы предшественники "ездили" на нем с любовью, вовремя маслицем кормили хорошим, да и картон на больших скоростях не гоняли. Найдите хорошего поставщика. Постарайтесь узнать о нем мнение других. Постарайтесь увидеть ваше будущее приобретение в рабочей обстановке — в цеху типографии. Есть вопросы — звоните мне, подскажу |