ВСЕРОССИЙСКИЙ ПОЛИГРАФИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ с 1998 года

СМИ 18+

Полиграфическому сообществу необходимо осознать себя отраслью - События и интервью

 

Полиграфический портал Принт-форум. Офсетные и цифровые типографии, реклама, упаковка, сувениры и много другое.

Рубрика: события и интервью




Полиграфическому сообществу необходимо осознать себя отраслью
24/04/2008 

23 апреля в штаб-квартире общественной организации "Деловая Россия" состоялись презентация и обсуждение исследования, проведенного ассоциацией МПС «Итоги полиграфической отрасли в 2007 г. Риски и возможности 2008 г.»

Исполнительный директор «Деловой России» Николай Остарков

В начале презентации исполнительный директор «Деловой России» Николай Остарков рассказал о целях и задачах организации, и ожиданиях, возлагаемых на сотрудничество с отраслевыми ассоциациями, в число которых теперь вошел и «Московский полиграфический союз».

«Деловая Россия» позиционирует себя, как союз предпринимателей, работающих в различных несырьевых отраслях промышленности, и сталкивающихся с всё усложняющимися экономическими условиями, выражающимися в росте цен на сырье и энергоносители, тяжком налоговом бремени, административном давлении и отсутствии доступа к дешевым кредитным ресурсам.

На сегодняшний день «Деловая Россия» объединяет интересы тысяч предприятий из 70 регионов России, и 35 отраслей промышленности. 

В своем диалоге с властью, в лице партии правительственного большинства «Единой России»,  организация нуждается в четко сформулированных программах улучшения законодательного и финансового климата в промышленности, составить которые могут только отраслевые объединения. Конечно, такие программы не должны ограничиваться требованием таможенных льгот и налоговых преференций, но должны включать как права, так и обязанности, которые бизнес обязуется взять на себя, чтобы помочь государству создать максимально благоприятные и прозрачные условия для активизации предпринимательства и привлечения инвестиций. В качестве примера таких «встречных обязательств» Остраков привел борьбу с контрафактом и обеление зарплат работников.

Главную тему презентации – исследование состояния полиграфического рынка представил вице-президент МПС и зам. Генерального директора типографии «Пушкинская площадь» Андрей Сулейков.

Андрей Сулейков, фото "Эксперт"

Российская полиграфическая отрасль объединяет сегодня около 16 000 предприятий, 5100 из которых имеют собственные печатные мощности.

По оценкам экспертов, главным двигателем полиграфической индустрии в России на сегодня можно назвать рекламу. Именно за счет рекламных изданий, в том числе, журналов, выпускаемых торговыми сетями, растет объём высококачественной рулонной печати, составивший в 2007 году 9,7 млрд. рублей, что с учетом падения курса доллара, на 15% больше показателя 2006 года.  Учитывая показатели предыдущих лет, когда рост рынка составил 19 (2006) и 21% (2005), нельзя не отметить существенного замедления роста. Причина – насыщение основных заказчиков рулонных типографий – классических СМИ (журналов).  Основными факторами роста рынка в 2007 году стали экспансия столичных изданий на региональный рынок и развитие национальных и региональных торговых сетей.

Общий объем потребления ежедневной периодики, книжной и журнальной продукции в России в 2007 г. составил 4,1 млрд. долл.

Однако, на фоне оптимистической картины роста объёмов журнальной печати, не может не огорчать растущая доля импорта.  На данный момент до 70% печати высококачественной рулонной журнальной продукции достается типографиям Украины, Прибалтики и других стран. В целом по печати на мелованной бумаге импорт продукции достигает 60%. Эксперты ожидают усугубления этой ситуации в связи с тем, что в ближайшей перспективе основной рост ожидается в сегменте ежемесячных журналов, где зарубежные производители занимают наиболее выгодные позиции.

Одной из важнейших причин этого обидного дисбаланса эксперты называют уже давно всем известную - 15% пошлину на ввоз мелованной бумаги, при беспошлинном импорте готовой продукции, существующем благодаря т.н. «Флорентийскому соглашению» о ввозе материалов образовательного, научного и культурного характера, под которое, на практике, попадает вся импортируемая полиграфическая продукция.

Над решением вопроса с таможенными тарифами уже более 10 лет работают различные инициативные группы. На данный момент, отменены ввозные пошлины только на некоторые группы полиграфических  материалов, среди которых мелованный сигаретный картон и самоклеящаяся бумага и пленка. Теперь за проблему взялась «Деловая Россия».

О реальном влиянии заградительных пошлин можно судить по представленным МПС оценкам. В 2007 году в страну было ввезено готовой полиграфии на мелованной бумаге и картоне на сумму более 1 млрд. долл, в то время как самих материалов было импортировано на 630 млн. долл.

По данным «Содружества бумажных оптовиков» ежегодный отток полиграфических заказов за рубеж составляет 500-700 млн. долл.

По оценкам экспертов МПС, разница себестоимости продукции, отпечатанной в России и за рубежом, только за счет налоговой и таможенно-тарифной политики составляет 30-35% в пользу иностранных типографий. Этот дисбаланс, безусловно, сдерживает инвестиции в полиграфические предприятия в России и стимулирует строительство новых типографий вдоль границ наших ближайших соседей. Косвенным следствием такой «защиты отечественного производителя» является сдерживание роста потребления мелованной бумаги в стране, что в свою очередь делает нецелесообразным строительство собственных фабрик по выпуску высококачественной мелованной, легкомелованной и суперкаландрированной бумаги. Таким образом – круг замыкается: меры, введенные, якобы, для стимулирования развития внутреннего производства бумаги делают это развитие бессмысленным. Внутри страны просто нет нужного количества потребителей высококачественных материалов.

От существующего положения вещей страдают и издатели. Присутствовавший на презентации представитель холдинга «Эксперт» заметил, что отсутствие подходящих рулонных мощностей в регионах значительно усложняет децентрализацию производства изданий. Зачастую всё, что могут предложить региональные полиграфисты издателям еженедельников – это печать на листовых машинах, которая, даже при максимально сниженных ценах все равно остается дороже рулонной на 5-10%, а по скорости выпуска тиражей просто сводит на нет выгоды печати на местах.

Другой вопрос, стоящий на повестке дня отраслевого сообщества – введение сквозной ставки НДС на всех этапах производства и распространения печатной продукции на уровне 10-12%.

Общая идея предложений, которые «Деловая Россия» совместно с МПС готовят правительству такова: к моменту реализации проектов строительства ориентированных на мелованную бумагу ЦБК, вынашиваемых в рамках политики развития перерабатывающих отраслей, необходимо создать полиграфическую базу, которая сможет потреблять эту бумагу в соответствующих объемах.

После налаживания нашей собственной национальной цепочки производства и потребления возобновление заградительных пошлин станет оправданным. Пока же, упорно проводимая правительством политика «защиты несуществующего отечественного производителя», по общему мнению собравшихся, может быть расценена как саботаж, и приведет в ближайшем будущем к полной зависимости от импорта. С мнением согласны и представители «защищаемой стороны», подтвердил вице президент РАО «БумПром» Анатолий Черновол.

Рассказывая об основных тенденциях полиграфического рынка, Андрей Сулейков упомянул еще одну – создание вертикально интегрированных издательско-полиграфических структур. Во многом благодаря неблагоприятной экономической ситуации в отрасли, серьезные инвестиции в производство в России делаются только операторами рынка – издательствами и распространителями. Среди крупных проектов последнего времени – строительство региональных газетных типографий «Комсомольской правдой», инвестиции в переоснащение и модернизацию производств издательств «Эксмо», «Аттикус Паблишинг» и «Аргументы и Факты». Несмотря на ориентацию на собственные нужды издательств, новые мощности будут влиять на рынок, что приведет к росту конкуренции среди российских полиграфистов.

Основные риски текущего года Андрей Сулейков связывает с законодательным регулированием отрасли. Так, дополнительным сдерживающим фактором инвестиционной привлекательности отрасли станет включение полиграфии в список стратегически важных отраслей промышленности. Законопроект «О порядке осуществления иностранных инвестиций в коммерческие организации, имеющие стратегическое значение для национальной безопасности РФ» существенно ограничит возможности для привлечения иностранных инвестиций в российскую полиграфическую базу. Наметившийся приток иностранных инвестиций в текущем году, вероятнее всего ограничится малыми и средними региональными типографиями производительностью до 200 млн. отт. в месяц.

Для смягчения негативного влияния нового закона МПС планирует разработать и предложить правительству формулу расчета реальной производительности типографий с учетом всех необходимых простоев, чтобы эти значения не выводились по принципу «проектная мощность машины» х 24 часа х 30 дней.

Еще одну опасность таит в себе внесенный в Думу законопроект о лицензировании издательско-полиграфической деятельности. Задуманный, как средство борьбы с контрафактом и фальсифицированной продукцией, этот закон, по мнению экспертного сообщества, может ударить по сектору оперативной полиграфии.

Для решения задач борьбы с контрафактом и других социально важных проблем, МПС предлагает использовать инструменты саморегулирования. Проект создания саморегулируемой организации в рамках отраслевого сообщества будет представлен на конференции «Деловой России» 20 мая 2008 г.

Рассказывая о ближайших планах ассоциации, Андрей Сулейков анонсировал еще одну, близкую каждому полиграфисту проблему – компенсацию затрат на привлечение кредитов на закупку техники. Как известно, с 2006 г. на временной, а с июля 2007 г. на постоянной основе отменены ввозные пошлины на импортное полиграфическое оборудование. По мнению МПС, данное изменение облегчило, но не решило проблему оперативного обновления изношенного на 70-75% парка оборудования. Негативно сказывается на динамике модернизации кредитная ставка, превышающая 14% в рублях. В связи с этим МПС считает необходимым начать диалог с правительством РФ о выделении субсидий из федерального бюджета на компенсацию части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным у российских банков. Аналогичный прецедент уже существует в текстильной промышленности.

Мероприятие МПС и «Деловой России» прошло весьма оживленно. Участники, не стеснялись в оценках, и высказывали решимость идти до конца в достижении своих целей. Главное, что необходимо общественной организации и отраслевому союзу для успешного диалога с властью, это поддержка профессионального сообщества. Трудно защищать интересы отрасли перед «высокими» оппонентами, когда эта отрасль не осознает себя как единое целое, не имеет общих интересов и слаженного голоса.

Ваше мнение о материале можно высказать тут



Продажи в полиграфии - учиться никогда не поздно 

Обучение технике продаж – не новая услуга на рынке образования в России. Однако далеко не часто поднимать квалификацию менеджеров типографий и РА берутся люди, знакомые со спецификой отрасл..


Ультрафиолет - король упаковочной печати 
Днепропетровская типография ИМЭКС специализируется на производстве упаковки, в том числе элитной, из картона и листовых полимеров. Коньком предприятия является печать УФ отверждаемыми и гибридными кра..

Формула успеха от "Формулы цвета" 
Типография "Формула Цвета" из тех полиграфических фирм, которые не жалуются на высокую конкуренцию, падение цен на рынке и недобросовестных партнеров или заказчиков, а планомерно развиваются..

Новое рождение типографии МГУ 
Переходы специалистов из сферы продаж и обслуживания полиграфической техники в типографии и наоборот случаются не часто. Слишком уж разные это направления полиграфии. Несколько месяцев назад такую сме..

Полиграфия XXI века на выставке «ПОЛИГРАФИНТЕР 21»! 
Именно под таким девизом прошла главная полиграфическая выставка России с 16 по 20 октября в МВЦ «Крокус Экспо».