ВСЕРОССИЙСКИЙ ПОЛИГРАФИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ с 1998 года

СМИ 18+

Марсель Шарифуллин отвечает на вопросы Принт-форума - События и интервью

 

Полиграфический портал Принт-форум. Офсетные и цифровые типографии, реклама, упаковка, сувениры и много другое.

Рубрика: события и интервью




Марсель Шарифуллин отвечает на вопросы Принт-форума
21/06/2007 

Широко известный в российских полиграфических кругах специалист по листовым печатным машинам, Марсель Шарифуллин, станет ведущим раздела, посвященного малоформатной офсетной полиграфии, на портале Принт-форум. Марсель будет отвечать на вопросы посетителей и рассказывать о новинках технологий и рынков.

Сегодня мы публикуем короткое интервью, в котором Марсель рассказывает о некоторых тенденциях российской полиграфической отрасли.

Марсель, что происходит в данный момент на рынке малоформатных офсетных машин. Изменился ли спрос за последние годы?

Рынок постоянно изменяется и это естественно. В частности об этом процессе я писал еще 9 лет назад в статье "Новейшая история оперативной полиграфии в России" (http://www.marsel.ru/articles/history.html) За прошедшее с того момента время ситуация менялась: спрос на оборудование постепенно смещался от малого формата к среднему. Если раньше почти все зарождающие типографии начинали работу с малоформатной печатной машиной, то сейчас многие сразу делают ставку на формат А2 и выше. Модернизация же существующих типографий тем более идет в этом русле. Причины понятны всем: рынок растет, увеличивается объем заказов на печатную продукцию, растущая конкуренция вынуждает увеличивать производительнось типографий и снижать себестоимость печати. А машины бОльшего формата, несмотря на свою более высокую начальную стоимость позволяют лучше решать эти задачи. В частности, Выкладки об этом я приводил в статье "Обзорная статья про печатные машины формата В2" (http://www.marsel.ru/articles/b2_press_1.html) Тем не менее, хоронить малый офсет пока преждевременно.

Есть еще много задач, с которыми он справляется лучше всех. Это и печать высококачественных малых тиражей, и специальная печать на невпитывающих материалах (металлизированной бумаге, пластиковых карточках и т.п.), и тот же вход в большой полиграфический бизнес с минимизаций затрат. Общая сумма вложений в малоформатные машины, думаю, остались на прежнем уровне, изменилась лишь структура заказов.

Сейчас большую долю запросов составляют многокрасочные машины с 4 и более печатными секциями, много запросов на высокоавтоматизированное оборудование, оснащенное устройствами переворота листов, разнообразными системами смывок, автоматическим контролем печати, лакировальными и сушильными секциями.

Кроме этого, большая доля покупок сейчас приходится не на новое, а на б/у малоформатное оборудование. География спроса стала шире, сейчас даже в самых маленьких районных центрах появляются и развиваются собственные типографии. Изменилась ли модель успешного бизнеса в малоформатной полиграфии, в частности, в связи с развитием цифровой печати?

Да конечно. Сейчас для того чтобы предприятие оперативной полиграфии было успешным, оно должно сочетать в своих стенах различные печатные технологии: цифровую и офсетную печать, трафарет и др. Только тогда оно сможет быть безотказным для своих клиентов и, выбирая оптимальные технологии, держать высокую рентабельность своих работ. Впрочем, через это уже давно прошли наши западные коллеги, и мы просто повторяем их успешный опыт. В частности, читайте на эту тему статью "Салоны оперативной полиграфии" (http://www.marsel.ru/articles/printshops.html), написанную мной почти 10 лет назад, но актуальную и сегодня.

Как изменилось предложение на рынке мало- и средне-форматных офсетных машин?

Частично ответил на ваш вопрос выше. За последние годы увеличился процент заказов на многокрасочные "нафаршированные" машины и возросла доля б/у малоформатного оборудования. Существенных изменений в классической технологии офсета придумать сложно, хотя прогресс не стоит на месте.

Сильно изменился препресс (в будущем думаю все типографии обзаведутся собственными СТР устройствами), появились новые краски (гибридные), химия и т.п. Цены на оборудование постепенно снижаются, но вместе с тем и падает прибыльность типографского дела, поэтому нельзя однозначно сказать лучше или хуже стали жить полиграфисты.

Что, на ваш взгляд, происходит на российском рынке полиграфического оборудования? К чему приведут, ставшие уже привычными поглощения? Выиграют или проиграют от этого потребители?

Вопрос, как говорится, политический, и на него нельзя дать однозначный ответ. Согласно учебникам, конечно, концентрация бизнеса не сулит ничего хорошего покупателям, но везде есть свои исключения. Если Вы имеете в виду холдинг «ECS Принт», в котором я до недавнего времени работал, то процесс объединения помог фирмам «Апостроф-принт», «Ориентал-принт», ХГС и «Вариант» снизить внутренние издержки, что лучшим образом сказывается на стоимости машин.

Объединенные финансы холдинга и консолидированные сервис-центры также идут на пользу покупателям, позволяют получать хорошие условия платежей и сервисное обслуживание. А конкуренция на рынке все равно осталась на том же остром уровне, что и раньше. Все фирмы все равно никогда не объединяться, и не договорятся между собой. Так что бояться монополизма не стоит.

Может ли сейчас успешно стартовать и развиться малоформатная типография, что необходимо для успеха?

Может. Необходим предварительный трезвый расчет и сильное желание успеха у организаторов. У нас сейчас вся страна на подъеме и полиграфия, которая, кстати всегда шла в авангарде развития, просто обречена на успех если все делать правильно.

Детальные консультации в рамках этого интервью, конечно, дать не смогу, но например в форуме или индивидуально готов обсудить этот вопрос с каждым.

Есть ли у вас количественные оценки динамики российского рынка офсетных машин?

Точных цифр, думаю, нет ни у кого, включая правительственные органы и таможню. Могу назвать только свои раскладки, полученные из общения с коллегами и по отрывочным таможенным данным, открытой статистике Гейдельберга и некоторых других фирм. Инвестиции на приобретение офсетных машин в млн. долл. США: 2000 г. – 180 2001 – 220 2003 – 228 2004 – 241 2005 – 310 2006 – 230 Таким образом, динамика была все время положительной, кроме прошлого года.

Давайте будем считать, что рынок просто присел перед прыжком. Кстати общий объем рынка оборудования, учитывая допечатное, финишное, флексо и рулонные офсетные машины в прошлом году составил порядка полумиллиарда долларов. А еще есть рынок бумаги и расходных материалов... Так что можете сами оценивать степень привлекательности нашего бизнеса.

Нельзя ли объяснить спад продаж офсетных машин в 2006 году отменой выставки ПолигафИнтер?

Не знаю. Думаю, что нет. Просто в прошлом году был существенный спад у фирмы Гейдельберг и некоторых других крупных поставщиков оборудования. Причины наверняка внутренние, так как, например, холдинг ECS наоборот, увеличил свой оборот.

Чего ждать от ПолиграфИнтера 2007?

Думаю, что в этом году будет сильная выставка. Впервые она проходит после годичной паузы. Кроме того, произошли заметные измения среди поставщиков оборудования, поэтому, многие фирмы захотят показать себя перед публикой и занять более заметное место на рынке. Интерес к выставкам потому и снижался, что организаторы начали частить с выставками и взвинчивать цены для экспонентов. А те в свою очередь не хотели занимать большие площади и демонстрировать оборудование. Но сейчас все движется в правильном направлении.

Вы имеете опыт инсталляций б/у печатных машин. Дайте пару советов полиграфистам, планирующим покупку б/у офсета. Стоит ли брать нарямую в Европе, или имеет смысл обратится к российским дилерам? Бывают ли хорошие предложения на внутреннем рынке?

Не бывает универсальных рецептов. Совет можно дать индивидуально кому-то в зависимости от конкретной ситуации. Все перечисленные вами способы покупки имеют место быть, и любая из них может оказаться самой удачной. Самостоятельная покупка за границей сэкономит вам средства, но принесет "самого большого кота в мешке", много забот с доставкой и запуском оборудования.

Покупка через правильных дилеров сэкономит нервы, но заставит больше потратить денег. Покупка в России будет самой простой и быстрой, но понервничать придется, так как наверняка состояние машины будет хуже, чем в других случаях.

В целом же хочу сказать, что не так страшен черт, как его малюют. В покупке б/у печатной машины не больше риска, чем при покупке подержанного авто. Главное все делать правильно и вовремя подстраховываться.

Что вы можете сказать по поводу недавней истории развода фирмы "Терра-Принт" с фирмой Adast?

Говорить тут особо нечего. Как у нас говорят - типичный спор хозяйствующих субъектов. Наверняка, «Адаст» нарушил свои обязательства перед своим российским партнером по ценам и эксклюзиву. А «Терра-принт», вероятно, не выполнил взятый на себя план и действительно имел проблемы с качеством машин и поставкой запчастей. Не берусь судить кто прав, кто виноват. Случилось то, что случилось, давайте просто примем это как факт.

Вы следите за деятельностью отраслевых полиграфических союзов? В решении каких задач они могли бы реально помочь полиграфической отрасли?

К сожалению, не слежу. Объединяться, конечно, надо, но союзы должны быть не местечковые, а единые с консолидированной позицией. Чтобы голос у таких структур был весомее и "одеяло не тянулось в разные стороны".

Раньше был один такой орган - Межрегиональная Ассоциация Полиграфистов (МАП), который организовывал тематические выставки, выступал от имени полиграфистов на правительственных совещаниях, объединял крупные типографии. Сейчас подобных союзов стало больше, но я не уверен, что увеличилась эффективность их работы.

Сейчас поводится работа по консолидации этих союзов и хорошо, если она будет завершена до конца. По-моему, главной задачей объединения полиграфистов должно стать лоббирование интересов отрасли в правительстве. А то, например, тривиальный вопрос с таможенными пошлинами на бумагу и готовую печатную продукцию не может решиться уже второй десяток лет. Хотя все понимают абсурдность ситуации и масштабные потери российской полиграфической промышленности.

Спасибо Марсель, надеемся, что наше сотрудничество пойдет на пользу участникам Форума и полиграфическому рынку. PS: Наше интервью продолжается, чтобы задать вопрос по существу, пишите в этой теме.



Названы победители конкурса "Мэтр полиграфии - Оргтайм 2008" 
5 марта состоялась церемония награждения победителей конкурса полиграфических средств организации времени, официального "календарного" раздела "Мэтра полиграфии".

Продажи в полиграфии - учиться никогда не поздно 

Обучение технике продаж – не новая услуга на рынке образования в России. Однако далеко не часто поднимать квалификацию менеджеров типографий и РА берутся люди, знакомые со спецификой отрасл..


Ультрафиолет - король упаковочной печати 
Днепропетровская типография ИМЭКС специализируется на производстве упаковки, в том числе элитной, из картона и листовых полимеров. Коньком предприятия является печать УФ отверждаемыми и гибридными кра..

Формула успеха от "Формулы цвета" 
Типография "Формула Цвета" из тех полиграфических фирм, которые не жалуются на высокую конкуренцию, падение цен на рынке и недобросовестных партнеров или заказчиков, а планомерно развиваются..

Новое рождение типографии МГУ 
Переходы специалистов из сферы продаж и обслуживания полиграфической техники в типографии и наоборот случаются не часто. Слишком уж разные это направления полиграфии. Несколько месяцев назад такую сме..