Марсель Шарифуллин отвечает на вопросы Принт-форума — Широко известный в российских полиграфических кругах специалист по листовым печатным машинам, Марсель Шарифуллин, станет ведущим раздела, посвященного малоформатной офсетной полиграфии, на портале Принт-форум. Марсель будет отвечать на вопросы посетителей и рассказывать о новинках технологий и рынков. Сегодня мы публикуем короткое интервью, в котором Марсель рассказывает о некоторых тенденциях российской полиграфической отрасли. Марсель, что происходит в данный момент на рынке малоформатных офсетных машин. Изменился ли спрос за последние годы? Рынок постоянно изменяется и это естественно. В частности об этом процессе я писал еще 9 лет назад в статье "Новейшая история оперативной полиграфии в России" (http://www.marsel.ru/articles/history.html) За прошедшее с того момента время ситуация менялась: спрос на оборудование постепенно смещался от малого формата к среднему. Если раньше почти все зарождающие типографии начинали работу с малоформатной печатной машиной, то сейчас многие сразу делают ставку на формат А2 и выше. Модернизация же существующих типографий тем более идет в этом русле. Причины понятны всем: рынок растет, увеличивается объем заказов на печатную продукцию, растущая конкуренция вынуждает увеличивать производительнось типографий и снижать себестоимость печати. А машины бОльшего формата, несмотря на свою более высокую начальную стоимость позволяют лучше решать эти задачи. В частности, Выкладки об этом я приводил в статье "Обзорная статья про печатные машины формата В2" (http://www.marsel.ru/articles/b2_press_1.html) Тем не менее, хоронить малый офсет пока преждевременно. Есть еще много задач, с которыми он справляется лучше всех. Это и печать высококачественных малых тиражей, и специальная печать на невпитывающих материалах (металлизированной бумаге, пластиковых карточках и т.п.), и тот же вход в большой полиграфический бизнес с минимизаций затрат. Общая сумма вложений в малоформатные машины, думаю, остались на прежнем уровне, изменилась лишь структура заказов. Сейчас большую долю запросов составляют многокрасочные машины с 4 и более печатными секциями, много запросов на высокоавтоматизированное оборудование, оснащенное устройствами переворота листов, разнообразными системами смывок, автоматическим контролем печати, лакировальными и сушильными секциями. Кроме этого, большая доля покупок сейчас приходится не на новое, а на б/у малоформатное оборудование. География спроса стала шире, сейчас даже в самых маленьких районных центрах появляются и развиваются собственные типографии. Изменилась ли модель успешного бизнеса в малоформатной полиграфии, в частности, в связи с развитием цифровой печати? Да конечно. Сейчас для того чтобы предприятие оперативной полиграфии было успешным, оно должно сочетать в своих стенах различные печатные технологии: цифровую и офсетную печать, трафарет и др. Только тогда оно сможет быть безотказным для своих клиентов и, выбирая оптимальные технологии, держать высокую рентабельность своих работ. Впрочем, через это уже давно прошли наши западные коллеги, и мы просто повторяем их успешный опыт. В частности, читайте на эту тему статью "Салоны оперативной полиграфии" (http://www.marsel.ru/articles/printshops.html), написанную мной почти 10 лет назад, но актуальную и сегодня. Как изменилось предложение на рынке мало- и средне-форматных офсетных машин? Частично ответил на ваш вопрос выше. За последние годы увеличился процент заказов на многокрасочные "нафаршированные" машины и возросла доля б/у малоформатного оборудования. Существенных изменений в классической технологии офсета придумать сложно, хотя прогресс не стоит на месте. Сильно изменился препресс (в будущем думаю все типографии обзаведутся собственными СТР устройствами), появились новые краски (гибридные), химия и т.п. Цены на оборудование постепенно снижаются, но вместе с тем и падает прибыльность типографского дела, поэтому нельзя однозначно сказать лучше или хуже стали жить полиграфисты. Что, на ваш взгляд, происходит на российском рынке полиграфического оборудования? К чему приведут, ставшие уже привычными поглощения? Выиграют или проиграют от этого потребители? Вопрос, как говорится, политический, и на него нельзя дать однозначный ответ. Согласно учебникам, конечно, концентрация бизнеса не сулит ничего хорошего покупателям, но везде есть свои исключения. Если Вы имеете в виду холдинг «ECS Принт», в котором я до недавнего времени работал, то процесс объединения помог фирмам «Апостроф-принт», «Ориентал-принт», ХГС и «Вариант» снизить внутренние издержки, что лучшим образом сказывается на стоимости машин. Объединенные финансы холдинга и консолидированные сервис-центры также идут на пользу покупателям, позволяют получать хорошие условия платежей и сервисное обслуживание. А конкуренция на рынке все равно осталась на том же остром уровне, что и раньше. Все фирмы все равно никогда не объединяться, и не договорятся между собой. Так что бояться монополизма не стоит. Может ли сейчас успешно стартовать и развиться малоформатная типография, что необходимо для успеха? Может. Необходим предварительный трезвый расчет и сильное желание успеха у организаторов. У нас сейчас вся страна на подъеме и полиграфия, которая, кстати всегда шла в авангарде развития, просто обречена на успех если все делать правильно. Детальные консультации в рамках этого интервью, конечно, дать не смогу, но например в форуме или индивидуально готов обсудить этот вопрос с каждым. Есть ли у вас количественные оценки динамики российского рынка офсетных машин? Точных цифр, думаю, нет ни у кого, включая правительственные органы и таможню. Могу назвать только свои раскладки, полученные из общения с коллегами и по отрывочным таможенным данным, открытой статистике Гейдельберга и некоторых других фирм. Инвестиции на приобретение офсетных машин в млн. долл. США: 2000 г. – 180 2001 – 220 2003 – 228 2004 – 241 2005 – 310 2006 – 230 Таким образом, динамика была все время положительной, кроме прошлого года. Давайте будем считать, что рынок просто присел перед прыжком. Кстати общий объем рынка оборудования, учитывая допечатное, финишное, флексо и рулонные офсетные машины в прошлом году составил порядка полумиллиарда долларов. А еще есть рынок бумаги и расходных материалов... Так что можете сами оценивать степень привлекательности нашего бизнеса. Нельзя ли объяснить спад продаж офсетных машин в 2006 году отменой выставки ПолигафИнтер? Не знаю. Думаю, что нет. Просто в прошлом году был существенный спад у фирмы Гейдельберг и некоторых других крупных поставщиков оборудования. Причины наверняка внутренние, так как, например, холдинг ECS наоборот, увеличил свой оборот. Чего ждать от ПолиграфИнтера 2007? Думаю, что в этом году будет сильная выставка. Впервые она проходит после годичной паузы. Кроме того, произошли заметные измения среди поставщиков оборудования, поэтому, многие фирмы захотят показать себя перед публикой и занять более заметное место на рынке. Интерес к выставкам потому и снижался, что организаторы начали частить с выставками и взвинчивать цены для экспонентов. А те в свою очередь не хотели занимать большие площади и демонстрировать оборудование. Но сейчас все движется в правильном направлении. Вы имеете опыт инсталляций б/у печатных машин. Дайте пару советов полиграфистам, планирующим покупку б/у офсета. Стоит ли брать нарямую в Европе, или имеет смысл обратится к российским дилерам? Бывают ли хорошие предложения на внутреннем рынке? Не бывает универсальных рецептов. Совет можно дать индивидуально кому-то в зависимости от конкретной ситуации. Все перечисленные вами способы покупки имеют место быть, и любая из них может оказаться самой удачной. Самостоятельная покупка за границей сэкономит вам средства, но принесет "самого большого кота в мешке", много забот с доставкой и запуском оборудования. Покупка через правильных дилеров сэкономит нервы, но заставит больше потратить денег. Покупка в России будет самой простой и быстрой, но понервничать придется, так как наверняка состояние машины будет хуже, чем в других случаях. В целом же хочу сказать, что не так страшен черт, как его малюют. В покупке б/у печатной машины не больше риска, чем при покупке подержанного авто. Главное все делать правильно и вовремя подстраховываться. Что вы можете сказать по поводу недавней истории развода фирмы "Терра-Принт" с фирмой Adast? Говорить тут особо нечего. Как у нас говорят - типичный спор хозяйствующих субъектов. Наверняка, «Адаст» нарушил свои обязательства перед своим российским партнером по ценам и эксклюзиву. А «Терра-принт», вероятно, не выполнил взятый на себя план и действительно имел проблемы с качеством машин и поставкой запчастей. Не берусь судить кто прав, кто виноват. Случилось то, что случилось, давайте просто примем это как факт. Вы следите за деятельностью отраслевых полиграфических союзов? В решении каких задач они могли бы реально помочь полиграфической отрасли? К сожалению, не слежу. Объединяться, конечно, надо, но союзы должны быть не местечковые, а единые с консолидированной позицией. Чтобы голос у таких структур был весомее и "одеяло не тянулось в разные стороны". Раньше был один такой орган - Межрегиональная Ассоциация Полиграфистов (МАП), который организовывал тематические выставки, выступал от имени полиграфистов на правительственных совещаниях, объединял крупные типографии. Сейчас подобных союзов стало больше, но я не уверен, что увеличилась эффективность их работы. Сейчас поводится работа по консолидации этих союзов и хорошо, если она будет завершена до конца. По-моему, главной задачей объединения полиграфистов должно стать лоббирование интересов отрасли в правительстве. А то, например, тривиальный вопрос с таможенными пошлинами на бумагу и готовую печатную продукцию не может решиться уже второй десяток лет. Хотя все понимают абсурдность ситуации и масштабные потери российской полиграфической промышленности. Спасибо Марсель, надеемся, что наше сотрудничество пойдет на пользу участникам Форума и полиграфическому рынку. PS: Наше интервью продолжается, чтобы задать вопрос по существу, пишите в этой теме. |