ВСЕРОССИЙСКИЙ ПОЛИГРАФИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ с 1998 года

СМИ 18+

Марсель Шарифуллин отвечает на вопросы Принт-форума - События и интервью

 

Полиграфический портал Принт-форум. Офсетные и цифровые типографии, реклама, упаковка, сувениры и много другое.

Рубрика: события и интервью




Марсель Шарифуллин отвечает на вопросы Принт-форума
21/06/2007 

Широко известный в российских полиграфических кругах специалист по листовым печатным машинам, Марсель Шарифуллин, станет ведущим раздела, посвященного малоформатной офсетной полиграфии, на портале Принт-форум. Марсель будет отвечать на вопросы посетителей и рассказывать о новинках технологий и рынков.

Сегодня мы публикуем короткое интервью, в котором Марсель рассказывает о некоторых тенденциях российской полиграфической отрасли.

Марсель, что происходит в данный момент на рынке малоформатных офсетных машин. Изменился ли спрос за последние годы?

Рынок постоянно изменяется и это естественно. В частности об этом процессе я писал еще 9 лет назад в статье "Новейшая история оперативной полиграфии в России" (http://www.marsel.ru/articles/history.html) За прошедшее с того момента время ситуация менялась: спрос на оборудование постепенно смещался от малого формата к среднему. Если раньше почти все зарождающие типографии начинали работу с малоформатной печатной машиной, то сейчас многие сразу делают ставку на формат А2 и выше. Модернизация же существующих типографий тем более идет в этом русле. Причины понятны всем: рынок растет, увеличивается объем заказов на печатную продукцию, растущая конкуренция вынуждает увеличивать производительнось типографий и снижать себестоимость печати. А машины бОльшего формата, несмотря на свою более высокую начальную стоимость позволяют лучше решать эти задачи. В частности, Выкладки об этом я приводил в статье "Обзорная статья про печатные машины формата В2" (http://www.marsel.ru/articles/b2_press_1.html) Тем не менее, хоронить малый офсет пока преждевременно.

Есть еще много задач, с которыми он справляется лучше всех. Это и печать высококачественных малых тиражей, и специальная печать на невпитывающих материалах (металлизированной бумаге, пластиковых карточках и т.п.), и тот же вход в большой полиграфический бизнес с минимизаций затрат. Общая сумма вложений в малоформатные машины, думаю, остались на прежнем уровне, изменилась лишь структура заказов.

Сейчас большую долю запросов составляют многокрасочные машины с 4 и более печатными секциями, много запросов на высокоавтоматизированное оборудование, оснащенное устройствами переворота листов, разнообразными системами смывок, автоматическим контролем печати, лакировальными и сушильными секциями.

Кроме этого, большая доля покупок сейчас приходится не на новое, а на б/у малоформатное оборудование. География спроса стала шире, сейчас даже в самых маленьких районных центрах появляются и развиваются собственные типографии. Изменилась ли модель успешного бизнеса в малоформатной полиграфии, в частности, в связи с развитием цифровой печати?

Да конечно. Сейчас для того чтобы предприятие оперативной полиграфии было успешным, оно должно сочетать в своих стенах различные печатные технологии: цифровую и офсетную печать, трафарет и др. Только тогда оно сможет быть безотказным для своих клиентов и, выбирая оптимальные технологии, держать высокую рентабельность своих работ. Впрочем, через это уже давно прошли наши западные коллеги, и мы просто повторяем их успешный опыт. В частности, читайте на эту тему статью "Салоны оперативной полиграфии" (http://www.marsel.ru/articles/printshops.html), написанную мной почти 10 лет назад, но актуальную и сегодня.

Как изменилось предложение на рынке мало- и средне-форматных офсетных машин?

Частично ответил на ваш вопрос выше. За последние годы увеличился процент заказов на многокрасочные "нафаршированные" машины и возросла доля б/у малоформатного оборудования. Существенных изменений в классической технологии офсета придумать сложно, хотя прогресс не стоит на месте.

Сильно изменился препресс (в будущем думаю все типографии обзаведутся собственными СТР устройствами), появились новые краски (гибридные), химия и т.п. Цены на оборудование постепенно снижаются, но вместе с тем и падает прибыльность типографского дела, поэтому нельзя однозначно сказать лучше или хуже стали жить полиграфисты.

Что, на ваш взгляд, происходит на российском рынке полиграфического оборудования? К чему приведут, ставшие уже привычными поглощения? Выиграют или проиграют от этого потребители?

Вопрос, как говорится, политический, и на него нельзя дать однозначный ответ. Согласно учебникам, конечно, концентрация бизнеса не сулит ничего хорошего покупателям, но везде есть свои исключения. Если Вы имеете в виду холдинг «ECS Принт», в котором я до недавнего времени работал, то процесс объединения помог фирмам «Апостроф-принт», «Ориентал-принт», ХГС и «Вариант» снизить внутренние издержки, что лучшим образом сказывается на стоимости машин.

Объединенные финансы холдинга и консолидированные сервис-центры также идут на пользу покупателям, позволяют получать хорошие условия платежей и сервисное обслуживание. А конкуренция на рынке все равно осталась на том же остром уровне, что и раньше. Все фирмы все равно никогда не объединяться, и не договорятся между собой. Так что бояться монополизма не стоит.

Может ли сейчас успешно стартовать и развиться малоформатная типография, что необходимо для успеха?

Может. Необходим предварительный трезвый расчет и сильное желание успеха у организаторов. У нас сейчас вся страна на подъеме и полиграфия, которая, кстати всегда шла в авангарде развития, просто обречена на успех если все делать правильно.

Детальные консультации в рамках этого интервью, конечно, дать не смогу, но например в форуме или индивидуально готов обсудить этот вопрос с каждым.

Есть ли у вас количественные оценки динамики российского рынка офсетных машин?

Точных цифр, думаю, нет ни у кого, включая правительственные органы и таможню. Могу назвать только свои раскладки, полученные из общения с коллегами и по отрывочным таможенным данным, открытой статистике Гейдельберга и некоторых других фирм. Инвестиции на приобретение офсетных машин в млн. долл. США: 2000 г. – 180 2001 – 220 2003 – 228 2004 – 241 2005 – 310 2006 – 230 Таким образом, динамика была все время положительной, кроме прошлого года.

Давайте будем считать, что рынок просто присел перед прыжком. Кстати общий объем рынка оборудования, учитывая допечатное, финишное, флексо и рулонные офсетные машины в прошлом году составил порядка полумиллиарда долларов. А еще есть рынок бумаги и расходных материалов... Так что можете сами оценивать степень привлекательности нашего бизнеса.

Нельзя ли объяснить спад продаж офсетных машин в 2006 году отменой выставки ПолигафИнтер?

Не знаю. Думаю, что нет. Просто в прошлом году был существенный спад у фирмы Гейдельберг и некоторых других крупных поставщиков оборудования. Причины наверняка внутренние, так как, например, холдинг ECS наоборот, увеличил свой оборот.

Чего ждать от ПолиграфИнтера 2007?

Думаю, что в этом году будет сильная выставка. Впервые она проходит после годичной паузы. Кроме того, произошли заметные измения среди поставщиков оборудования, поэтому, многие фирмы захотят показать себя перед публикой и занять более заметное место на рынке. Интерес к выставкам потому и снижался, что организаторы начали частить с выставками и взвинчивать цены для экспонентов. А те в свою очередь не хотели занимать большие площади и демонстрировать оборудование. Но сейчас все движется в правильном направлении.

Вы имеете опыт инсталляций б/у печатных машин. Дайте пару советов полиграфистам, планирующим покупку б/у офсета. Стоит ли брать нарямую в Европе, или имеет смысл обратится к российским дилерам? Бывают ли хорошие предложения на внутреннем рынке?

Не бывает универсальных рецептов. Совет можно дать индивидуально кому-то в зависимости от конкретной ситуации. Все перечисленные вами способы покупки имеют место быть, и любая из них может оказаться самой удачной. Самостоятельная покупка за границей сэкономит вам средства, но принесет "самого большого кота в мешке", много забот с доставкой и запуском оборудования.

Покупка через правильных дилеров сэкономит нервы, но заставит больше потратить денег. Покупка в России будет самой простой и быстрой, но понервничать придется, так как наверняка состояние машины будет хуже, чем в других случаях.

В целом же хочу сказать, что не так страшен черт, как его малюют. В покупке б/у печатной машины не больше риска, чем при покупке подержанного авто. Главное все делать правильно и вовремя подстраховываться.

Что вы можете сказать по поводу недавней истории развода фирмы "Терра-Принт" с фирмой Adast?

Говорить тут особо нечего. Как у нас говорят - типичный спор хозяйствующих субъектов. Наверняка, «Адаст» нарушил свои обязательства перед своим российским партнером по ценам и эксклюзиву. А «Терра-принт», вероятно, не выполнил взятый на себя план и действительно имел проблемы с качеством машин и поставкой запчастей. Не берусь судить кто прав, кто виноват. Случилось то, что случилось, давайте просто примем это как факт.

Вы следите за деятельностью отраслевых полиграфических союзов? В решении каких задач они могли бы реально помочь полиграфической отрасли?

К сожалению, не слежу. Объединяться, конечно, надо, но союзы должны быть не местечковые, а единые с консолидированной позицией. Чтобы голос у таких структур был весомее и "одеяло не тянулось в разные стороны".

Раньше был один такой орган - Межрегиональная Ассоциация Полиграфистов (МАП), который организовывал тематические выставки, выступал от имени полиграфистов на правительственных совещаниях, объединял крупные типографии. Сейчас подобных союзов стало больше, но я не уверен, что увеличилась эффективность их работы.

Сейчас поводится работа по консолидации этих союзов и хорошо, если она будет завершена до конца. По-моему, главной задачей объединения полиграфистов должно стать лоббирование интересов отрасли в правительстве. А то, например, тривиальный вопрос с таможенными пошлинами на бумагу и готовую печатную продукцию не может решиться уже второй десяток лет. Хотя все понимают абсурдность ситуации и масштабные потери российской полиграфической промышленности.

Спасибо Марсель, надеемся, что наше сотрудничество пойдет на пользу участникам Форума и полиграфическому рынку. PS: Наше интервью продолжается, чтобы задать вопрос по существу, пишите в этой теме.



Рынок "книг по запросу" завис над пропастью 
В Москве прошла 23-я Московская международная книжная выставка-ярмарка, собравшая на площади более 30 000 кв. м. издателей из 56 стран мира.

Август Борг модернизирует офсетную печать 
Андрей Зарецкий, руководитель типографии "Август Борг", вернулся с выставки IPEX с подписанным контрактом на поставку KBA Rapida 105-5+L.

Российскую полиграфию ожидает возрождение 
Генеральный директор холдинга «Регент», Анастасия Высоткина, рассказала о планах компании и своем видении перспектив полиграфического и бумажного бизнеса.

OKI - номер 1 по продажам цветных принтеров А3 
Продажи компании растут по всем товарным категориям, не смотря на общее снижение спроса на печатающие устройства.

"Нисса" расширяет цифровое портфолио.  
«Нисса» стала эксклюзивным представителем французского производителя цифровых печатных машин и финишного оборудования, компании MGI.