За разговорами о всестороннем кризисе, угрожающем полиграфической отрасли, как никогда хочется услышать рассказ о реальных достижениях коллег, успешно завершенных проектах, развитии и росте предприятий.
Директор типографии «Диджитал Экспресс» Юрий Стеблинский рассказал «Принт-форуму» об успешно реализованном проекте создания и внедрения АСУ, объединившей в единую структуру практически все производственные процессы предприятия.
Начав в 2003 году с небольшого печатного салона, типография «Диджитал Экспресс» превратилась в крупное производство с самым современным печатным и отделочным оборудованием.
Сегодня печатные участки типографии оснащены линейкой цифровой техники с флагманом Xerox DocuColor 8000 и тремя офсетными машинами Ryobi, среди которых — полуформатная Ryobi 755 Wide S. Вывод офсетных форм осуществляется на устройстве CtP Screen PlateRate 4300S MultiLine. В послепечатном цеху установлена линия трафаретного УФ-лакирования, а также богатый набор отделочного и брошюровочного оборудования, в котором можно отметить автоматизированную бумагорезательную линию Senator115 H-Line и КБС для работы с полиуретановым реактивным клеем Horizon BQ470 PUR+EVA.
Юрий, в какой момент появилась необходимость внедрения систем автоматизации? Какие участки и процессы нуждались в ней в первую очередь?
Необходимость автоматизации назрела после территориального разделения офиса и производства, и покупки высокопроизводительного печатного оборудования. Пришлось расширить парк послепечатной техники, и увеличить количество сотрудников, что не добавило порядка в существующую систему. Сразу было решено закупать машины с высокой автоматизацией и возможностью принимать паспорта заказов в формате JDF, а в качестве основы системы управления использовать стандарты ISO и уже существующий опыт оптимизации рабочих потоков.
Постепенно сотрудники поняли, что работать в строго регламентированных процессах гораздо удобнее. Для контроля прохождения заказов и передачи оборудованию паспортов в JDF была введена система штрих-кодирования.
На разработку системы ушло 2,5 года. Пуск происходил поэтапно.
Рассматривали ли вы варианты готовых решений? Какие недостатки существующих на рынке решений вы считаете фатальными?
Готовые решения мы рассматривали, но, ни одно из них нас не устроило в полном объеме. Ни у одной существующей разработки на данный момент нет полного охвата всех процессов, используемых в нашей типографии, а если какие-то процессы не учесть, то система теряет свой смысл, и не выполняет своей основной задачи.
Вдобавок ставилась задача организации обратной связи с оборудованием, следовательно, при написании программы мы вынуждены были учитывать особенности ПО производителей техники, установленной у нас. Поэтому, мы приняли решение разработать свой собственный продукт.
Еще одной причиной, подтолкнувшей нас на путь разработки — необходимость интеграции «цифровых» процессов в офсетный технологический цикл.
Как правило, замена офсета цифрой или наоборот встречается у нас редко. А вот комбинированные заказы бывают. В нашей системе достаточно удобно работать с такими заказами.
Также, в системе предусмотрено автоматическое изготовление пробных отпечатков и макетов изделий на ЦПМ. Без этого заказ не пойдет в работу.
С какими непредвиденными трудностями пришлось столкнуться?
Основная трудность на начальном этапе внедрения любой подобной системы — это сопротивление исполнительного персонала. Ведь отсутствие порядка на предприятии зачастую позволяет скрыть факты разгильдяйства, брака и воровства.
Пока есть бардак — не заработает ни один программно-аппаратный комплекс. Параллельно с внедрением пришлось перестраивать процессы, вводить жесткий регламент, разрабатывать должностные инструкции, обучать персонал. Со временем люди привыкли, и поняли, что система позволяет избежать многих ошибок, и сейчас уже не представляют работы без четко регламентированных процессов и помощи «умного» оборудования.
Конечно, систему приходилось и приходится совершенствовать по мере роста предприятия и установки нового оборудования.
Какой метод воздействия на персонал оказался эффективнее — «кнута» или «пряника»?
Метод кнута мы не любим. Он часто дает обратный результат. Скорее пряника, а точнее — удобства работы. После того как заработали основные процессы, мы закрыли возможность проведения заказов вручную.
Какие модули и системы на данный момент функционируют, какие планируется вводить?
Сейчас функционируют модули:
- Расчет заказов. Калькуляция, автоматическая оптимизация технологического процесса, выбор расходных материалов, генерация первичных спусков и паспортов JDF.
- Прием заказов. На основе выбранной калькуляции: генерация технологических карт, пакета бухгалтерских документов для оплаты, автоматический заказ материалов, постановка заказа в графики работы оборудования.
- Контроль прохождения заказов. Информация о прохождении заказа на всех этапах производства, для любого сотрудника в режиме он-лайн.
- Контроль производства. Аналитическая информация о состоянии загрузки оборудования, графики работы, выполняемые в данный момент заказы и т. д.
- Планирование производства.
- Организация рабочих потоков. Проверка файлов, контроль и создание спусков, передача их в рабочие потоки, в соответствии с параметрами заказа, генерация паспортов JDF и данных для настройки красочных профилей, передача информации в оборудование.
- Склад и снабжение. Контроль и ведение наличия материалов, автоматический заказ материалов, и передача информации в снабжение.
Передача настроек красочных зон в пульты машин происходит автоматически по локальной сети. То же касается и паспортов JDF (форматы, параметры реза и фальцовки и др.) — все передается через сеть.
Алгоритм работы следующий:
- Штрих код заказа считывается датчиком рабочей станции, подключенной к машине, например — фальцевальной.
- Формируется запрос к SQL серверу на файл-паспорт в формате JDF.
- Соответствующий заказу файл передается в фальцмашину.
- Оператор в обычном порядке с панели управления машины активирует запуск задания.
- Машина автоматически настраивается, используя полученные данные.
- Оператор запускает работу.
Дополнительно, планируется ввод и подключение к системе веб-сервиса, для автоматизации прохождения мелких заказов и заказов от постоянных (грамотных), клиентов. Это позволит сэкономить время сотрудников отдела продаж.
Предусмотрены ли в системе блокировки недопустимых операций?
Запретов и блокировок в системе достаточно. Применяться они могут и к операциям, и к заказам, и к сотрудникам — согласно уровню доступа и открытым опциям, и к заказчикам.
Например: если не закуплена бумага — заказ встанет в ожидание отгрузки бумаги со склада. Если клиенту была разрешена отгрузка «без оплаты», и он не оплатил заказ в течение разрешенной отсрочки — клиент блокируется системой, на него невозможно оформить следующий заказ до погашения долга.
Все возможности системы перечислять достаточно долго. Большинство сотрудников используют 20—30 % из них, т. е. те которые нужны им в повседневной работе.
Изменилось ли ваше видение целей и стратегии разработки и внедрения после окончания проекта?
Наверное, нет. Принципиально задачи остались прежними. Каждый модуль создавался на основе практического опыта, основным принципом системы является максимальная автоматизация и удобство работы каждого сотрудника.
Удалось ли вам уложиться в запланированный бюджет?
Как обычно — нет. Если при любом строительстве надо умножать смету на два, то в случае внедрения системы автоматизации, наверное, на десять:-).
Можно ли оценить целесообразность внедрения АСУ на том или ином полиграфическом производстве?
Внедрение АСУ эффективно на производствах с большим потоком заказов. В этом случае система окупается за 1—2 года. В случае с маленькими предприятиями или предприятиями с малым количеством заказов система может не окупиться никогда.
К примеру: если у типографии 1 заказ за сутки, то экономия 10 мин времени на каждом этапе для нее не существенна. Для типографий, у которых за сутки проходит до 100 заказов — экономия нескольких минут времени на каждом этапе превращается в десятки часов рабочего и машинного времени. Здесь внедрение АСУ эффективно.
Что вы думаете о возможности тиражирования вашего продукта и продажи его коллегам?
Пока тиражирование нашей системы мы не планируем. Для этого нужно иметь службы технической поддержки и внедрения.
Хорошая система, которая грамотно внедрена, сопоставима по стоимости с 4-х красочной печатной машиной. Затраты, безусловно, окупаются, но не все к этому готовы.
Что вы можете посоветовать коллегам, планирующим автоматизацию типографий? На что обратить внимание первую очередь, как избежать грубых ошибок?
Ни одна система не заработает без внедрения. Мало купить программу и оборудование, которое может работать с ней. Нужно перестраивать процессы в типографии, покончить с бардаком, или хотя бы минимизировать его.
К сожалению чаще возникает такая ситуация: «Я заплатил за программу, перестраивать ничего не буду, сделайте так, чтобы у меня все работало».
Ну, рассчитает система вам паспорт JDF, и передаст его в оборудование. А ваш любимый специалист по препрессу, который делает все «как лучше», переделает спуск по своему, ни сообщив никому, и, в обход системы вручную отправит его на CtP. Сработает ли автоматизация на последующих этапах? Конечно — нет.
Обсудить интервью, и задать вопросы Юрию Стеблинскому вы можете здесь.