ВСЕРОССИЙСКИЙ ПОЛИГРАФИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ с 1998 года

СМИ 18+

Мы продолжаем развитие - События и интервью

 

Полиграфический портал Принт-форум. Офсетные и цифровые типографии, реклама, упаковка, сувениры и много другое.

Рубрика: события и интервью




Мы продолжаем развитие
16/03/2012 
Интервью с Яном Энгстромом, генеральным директором компании «Европапир» и президентом «Содружества Бумажных оптовиков».


Здравствуйте Ян. В августе 2011 года Вы были выбраны президентом Содружества бумажных оптовиков. Расскажите о результатах деятельности Содружества и о ваших планах на этом посту.

Я вступил в должность президента не так давно, всего полгода назад, и конечно, Василий Сенаторов, преемником которого я стал, может рассказать о СБО гораздо больше меня.

Главным результатом деятельности СБО я считаю решение Правительства России и Комиссии Таможенного союза о снижении до 5% ввозных таможенных пошлин на мелованные бумаги. Как вы, наверное, знаете, пошлины на все виды мелованных бумаг были снижены в 2010 году и пролонгировались временными решениями. Последнее решение продлевает действие этих пошлин до конца 2012 года. В 2011 году также впервые была снижена до 5% пошлина на мелованный картон со всеми белеными слоями. Но главное достижение нашей лоббистской работы в том, что после ратификации обязательств России по ВТО, с середины 2012 года, 5%-ввозные пошлины на все виды мелованных бумаг и картонов (как макулатурных, так и чистоцеллюлозных) будут действовать сразу и постоянно!

Правда, в этот счастливый список не попадают бумаги LWC (мелованные бумаги весом до 72 г/м2, код ТН ВЭД 4810 22 1000). На эти бумаги при вступлении в ВТО зафиксирована 15% пошлина со снижением до 10% к 2014 году. Это связано с тем, что у Правительства России все еще сохраняется ожидание производства таких бумаг, обещанное компанией Инвестлеспром. В любом случае, вопрос по LWC сейчас требует отдельной аргументационной работы и доказательных расчетов. Главная цель СБО, принятая еще в 1998 году и неизменная по сей день, - содействие становлению цивилизованного рынка полиграфических материалов в России. Для всех бумажных оптовиков снижение пошлин означает и рост импорта бумаги, и упрощение таможенных процедур, и общее оздоровление рынка. Серые схемы теряют свою привлекательность, а значит, конкуренция становится более цивилизованной. Выигрывают от снижения пошлин и типографии, которые становятся более конкурентоспособными в сравнении с зарубежными коллегами.

Основная работа по проекту снижения таможенных пошлин была проделана с 2005 по 2011 годы, до моего прихода на пост президента Содружества.

В мои планы на этом посту входит развитие СБО до уровня европейских отраслевых ассоциаций. В первую очередь это касается более широкого и открытого обмена информацией и статистикой об объёмах ввоза и продаж, складских запасов оптовиков, ценообразовании. Сейчас информацию о состоянии рынка мы получаем только из таможенной статистики, и это не самый верный путь. От отсутствия актуальной информации страдают все участники бумажного рынка. Риски растут, практически невозможно планирование. Ведь сейчас отсутствует даже такая элементарная информация, как точное количество типографий в различных регионах. Мы в СБО выработали ряд инициатив по статистическому учету, будем стараться внедрять их в 2012 году. Один из проектов вам уже известен – мы собираемся провести мониторинг полиграфических предприятий России и надеемся, что портал «Принт-форум» окажет нам партнерскую поддержку. В конце 2011 года мы провели отраслевой Форум с участием казахских и белорусских коллег и гостей из Украины, чтобы оценить состояние бумажно-полиграфического рынка, понять перспективы и узнать опыт развития стран-соседей.

Чтобы сделать статистику более полной, мы должны привлекать в содружество большее число участников. К сожалению, по разным причинам пока далеко не все основные игроки хотят обмениваться информацией. Международные компании серьезно опасаются обвинений в картельном сговоре, даже имея желание поддержать деятельность Содружества. Особенно мне хотелось бы видеть в нашем кругу крупных оптовиков с большими долями рынка, таких как Map Antalis, Берег и Комус.

Как вы считаете, не приведет ли снижение пошлин и упрощение ситуации с таможней к появлению новых игроков на рынке оптовой торговли бумагой?

Нет, скорее мы ожидаем медленной и постепенной консолидации существующих компаний. Оптовый бумажный бизнес теряет свою привлекательность, но и выйти из него тоже непросто.

Что происходит с объёмами потребления мелованных бумаг в последние годы? Как, по вашему ощущению, повлияло снижение пошлин на состояние нашего рынка?

Я считаю, что снижение пошлины с 15 до 5%, безусловно, положительно повлияло на приток заказов, ранее печатавшихся за рубежом. Это отмечают и крупные рулонные типографии и бумажные оптовики. В первые годы нашего десятилетия это выразилось в том, что, несмотря на падение спроса на печатную рекламу, импорт мелованной бумаги практически не снизился. В 2011 году объём импорта на 10% вырос по отношению к 2010 году. Я считаю, что это произошло именно благодаря снижению пошлин и связанному с этим возврату заказов.

В январе и феврале текущего года, в месяцы, обычно слабые по потреблению, спрос был существенно выше показателей прошлых лет в связи с выборами в органы власти. В Москве — на мелованную бумагу, в регионах — на офсетную и газетную. В целом, ситуация на бумажном рынке не очень благоприятная. Спрос на печать практически во всех сегментах стоит на месте. В 2011 году впервые упал спрос на упаковочный картон, а ведь этот сегмент оставался наиболее стабильным даже в кризисном 2009 году.

Каким стал 2011 год для компании «Европапир»?

Мы отмечали рост объёмов продаж, но, к сожалению, небольшой. Это связано, в первую очередь, с тем, что мы пережили довольно серьезные внутренние изменения. На текущий год у меня более оптимистичный прогноз. Но конечно, бумажный рынок можно рассматривать только по сегментам.

А какой сегмент наиболее привлекателен и успешен для вас?

История «Европапира» в России тесно связана с Сыктывкарским ЦБК, и мы – второй игрок после «Комуса» по офисным бумагам. «Комус» силён в корпоративном сегменте, и он, конечно, продаёт в разы больше нас, но мы сильны в региональной дистрибуции. По мелованным картонам и бумагам мы входим в пятёрку крупнейших продавцов и имеем серьёзные амбиции на развитие. Кроме того, мы также связываем определенные планы развития в сегменте бумаг для цифровой печати, рынок которых на данный момент находится в начальной стадии развития.

Как обстоят дела с немелованной чистоцеллюлозной бумагой?

По такой бумаге мы также работаем с Сыктывкарским ЦБК. В настоящее время ощущается нехватка бумаги в листах, но уже летом будет запущена в эксплуатацию новая листорезка, которая увеличит мощность производства более чем в 2 раза, и проблема будет снята. С импортной немелованной офсетной бумагой компания «Европапир» в России не работает.

Что происходит с импортом бумаги из Азии?

Сейчас уже все крупные оптовики имеют в своём ассортименте бумаги азиатских фабрик. По моим ощущениям, импорт листовых мелованных бумаг из стран Азии, а это в основном Китай и Южная Корея, и в меньшей степени Индия и Индонезия, в 2011 году вырос до доли в 40% от общего объёма. Если в этом году не случится существенных изменений с курсами валют, то вероятно, доля азиатских производителей в импорте приблизится к 50%.

Каковы планы компании «Европапир» на обозримое будущее?

«Европапир» - исторически оптовая бумажная компания; мы планируем и далее работать на этом рынке, а в России рассчитываем на расширение. Особенные усилия мы направляем на развитие в российских регионах. Буквально в последние два месяца открыто шесть новых складов: в Иркутске, Красноярске, Челябинске, Кирове, Ульяновске и Воронеже. Вместе с этими складами теперь мы имеем представительства в 21 городе России. Рассматриваем еще пару городов-кандидатов на открытие. Сейчас мы достаточно полно покрываем территорию страны.

В то же время, мы стараемся, чтобы все наши склады имели железнодорожные пути подвоза. Это больше связано с российской продукцией: офисной бумагой и офсетной бумагой в рулонах. В этом сегменте возможность поставки материалов по железной дороге заметно оптимизирует логистические затраты. А когда ж/д ветка уже есть, мы можем предложить хорошие логистические решения и нашим клиентам, закупающим мелованный картон, так как сам по себе картон не обеспечивает минимального объёма, оправдывающего содержание ж/д ветки.

Есть ли планы расширения в странах-участницах Единого таможенного пространства, например в Казахстане?

Рынок Казахстана очень интересен, и оттуда есть запросы на бумагу и картон, но у нас пока хватает проектов, перспектив и проблем в России.

Что происходит с кредиторской задолженностью типографий?

Ситуация с должниками стабильна. Значительно усугубившись в 2008 и 2009 годах, теперь она не ухудшается, но и не улучшается. Мы обмениваемся информацией о неплательщиках в рамках СБО, и это помогает снизить риски. Все простроченные долги мы обсуждаем и стараемся урегулировать в досудебном порядке. Претензии передаются в суд, только когда все другие возможности выхода из ситуации оказываются исчерпаны. Причина нарастания плохих долгов в последние годы – в общей тяжёлой экономической ситуации. Улучшения не следует ожидать до тех пор, пока экономика не начнет расти. Оптовики вынуждены соблюдать компромисс между гибкостью и жёсткостью в кредитовании клиентов, ведь ужесточив условия, мы улучшим ситуацию с задолженностью, но затормозим развитие.

Хочу заметить, что с 2001 года и до кризиса в 2008, у России была лучшая в Европе статистика по просроченной задолженности. Я надеюсь, что мы вместе со всей российской полиграфической отраслью благополучно переживем это трудное время и продолжим развитие в нормальных условиях.

Источник: "Принт-форум"



"Постпринт" выходит на новый уровень 
В типографии установлен промышленный ламинатор Billhoefer EK-HL-3, способный производить металлизированный картон в промышленных масштабах

Мэтры полиграфии 2011 
Интервью с генеральным директором типографии "Пи Квадрат", Иваном Плыловым.

Интервью с генеральным директором типографии "Синержи", Ириной Алексеевной Чумаченко  
Главный инструмент продвижения типографии - адекватные цены, сроки и отличное качество продукции

Евгений Тимощенко - директор по развитию типографии "Вишневый пирог" 
Наша специализация – малотиражные книги и журналы, и новая ЦПМ Indigo расширила наши возможности на этом рынке

Подведены итоги конкурса "Оргтайм 2011"! 
4 апреля 2011 года состоялось награждение победителей 5-го общероссийского конкурса «Мэтр Полиграфии: ОРГТАЙМ-2011».