ВСЕРОССИЙСКИЙ ПОЛИГРАФИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ с 1998 года

СМИ 18+

Мы продолжаем развитие - События и интервью

 

Полиграфический портал Принт-форум. Офсетные и цифровые типографии, реклама, упаковка, сувениры и много другое.

Рубрика: события и интервью




Мы продолжаем развитие
16/03/2012 
Интервью с Яном Энгстромом, генеральным директором компании «Европапир» и президентом «Содружества Бумажных оптовиков».


Здравствуйте Ян. В августе 2011 года Вы были выбраны президентом Содружества бумажных оптовиков. Расскажите о результатах деятельности Содружества и о ваших планах на этом посту.

Я вступил в должность президента не так давно, всего полгода назад, и конечно, Василий Сенаторов, преемником которого я стал, может рассказать о СБО гораздо больше меня.

Главным результатом деятельности СБО я считаю решение Правительства России и Комиссии Таможенного союза о снижении до 5% ввозных таможенных пошлин на мелованные бумаги. Как вы, наверное, знаете, пошлины на все виды мелованных бумаг были снижены в 2010 году и пролонгировались временными решениями. Последнее решение продлевает действие этих пошлин до конца 2012 года. В 2011 году также впервые была снижена до 5% пошлина на мелованный картон со всеми белеными слоями. Но главное достижение нашей лоббистской работы в том, что после ратификации обязательств России по ВТО, с середины 2012 года, 5%-ввозные пошлины на все виды мелованных бумаг и картонов (как макулатурных, так и чистоцеллюлозных) будут действовать сразу и постоянно!

Правда, в этот счастливый список не попадают бумаги LWC (мелованные бумаги весом до 72 г/м2, код ТН ВЭД 4810 22 1000). На эти бумаги при вступлении в ВТО зафиксирована 15% пошлина со снижением до 10% к 2014 году. Это связано с тем, что у Правительства России все еще сохраняется ожидание производства таких бумаг, обещанное компанией Инвестлеспром. В любом случае, вопрос по LWC сейчас требует отдельной аргументационной работы и доказательных расчетов. Главная цель СБО, принятая еще в 1998 году и неизменная по сей день, - содействие становлению цивилизованного рынка полиграфических материалов в России. Для всех бумажных оптовиков снижение пошлин означает и рост импорта бумаги, и упрощение таможенных процедур, и общее оздоровление рынка. Серые схемы теряют свою привлекательность, а значит, конкуренция становится более цивилизованной. Выигрывают от снижения пошлин и типографии, которые становятся более конкурентоспособными в сравнении с зарубежными коллегами.

Основная работа по проекту снижения таможенных пошлин была проделана с 2005 по 2011 годы, до моего прихода на пост президента Содружества.

В мои планы на этом посту входит развитие СБО до уровня европейских отраслевых ассоциаций. В первую очередь это касается более широкого и открытого обмена информацией и статистикой об объёмах ввоза и продаж, складских запасов оптовиков, ценообразовании. Сейчас информацию о состоянии рынка мы получаем только из таможенной статистики, и это не самый верный путь. От отсутствия актуальной информации страдают все участники бумажного рынка. Риски растут, практически невозможно планирование. Ведь сейчас отсутствует даже такая элементарная информация, как точное количество типографий в различных регионах. Мы в СБО выработали ряд инициатив по статистическому учету, будем стараться внедрять их в 2012 году. Один из проектов вам уже известен – мы собираемся провести мониторинг полиграфических предприятий России и надеемся, что портал «Принт-форум» окажет нам партнерскую поддержку. В конце 2011 года мы провели отраслевой Форум с участием казахских и белорусских коллег и гостей из Украины, чтобы оценить состояние бумажно-полиграфического рынка, понять перспективы и узнать опыт развития стран-соседей.

Чтобы сделать статистику более полной, мы должны привлекать в содружество большее число участников. К сожалению, по разным причинам пока далеко не все основные игроки хотят обмениваться информацией. Международные компании серьезно опасаются обвинений в картельном сговоре, даже имея желание поддержать деятельность Содружества. Особенно мне хотелось бы видеть в нашем кругу крупных оптовиков с большими долями рынка, таких как Map Antalis, Берег и Комус.

Как вы считаете, не приведет ли снижение пошлин и упрощение ситуации с таможней к появлению новых игроков на рынке оптовой торговли бумагой?

Нет, скорее мы ожидаем медленной и постепенной консолидации существующих компаний. Оптовый бумажный бизнес теряет свою привлекательность, но и выйти из него тоже непросто.

Что происходит с объёмами потребления мелованных бумаг в последние годы? Как, по вашему ощущению, повлияло снижение пошлин на состояние нашего рынка?

Я считаю, что снижение пошлины с 15 до 5%, безусловно, положительно повлияло на приток заказов, ранее печатавшихся за рубежом. Это отмечают и крупные рулонные типографии и бумажные оптовики. В первые годы нашего десятилетия это выразилось в том, что, несмотря на падение спроса на печатную рекламу, импорт мелованной бумаги практически не снизился. В 2011 году объём импорта на 10% вырос по отношению к 2010 году. Я считаю, что это произошло именно благодаря снижению пошлин и связанному с этим возврату заказов.

В январе и феврале текущего года, в месяцы, обычно слабые по потреблению, спрос был существенно выше показателей прошлых лет в связи с выборами в органы власти. В Москве — на мелованную бумагу, в регионах — на офсетную и газетную. В целом, ситуация на бумажном рынке не очень благоприятная. Спрос на печать практически во всех сегментах стоит на месте. В 2011 году впервые упал спрос на упаковочный картон, а ведь этот сегмент оставался наиболее стабильным даже в кризисном 2009 году.

Каким стал 2011 год для компании «Европапир»?

Мы отмечали рост объёмов продаж, но, к сожалению, небольшой. Это связано, в первую очередь, с тем, что мы пережили довольно серьезные внутренние изменения. На текущий год у меня более оптимистичный прогноз. Но конечно, бумажный рынок можно рассматривать только по сегментам.

А какой сегмент наиболее привлекателен и успешен для вас?

История «Европапира» в России тесно связана с Сыктывкарским ЦБК, и мы – второй игрок после «Комуса» по офисным бумагам. «Комус» силён в корпоративном сегменте, и он, конечно, продаёт в разы больше нас, но мы сильны в региональной дистрибуции. По мелованным картонам и бумагам мы входим в пятёрку крупнейших продавцов и имеем серьёзные амбиции на развитие. Кроме того, мы также связываем определенные планы развития в сегменте бумаг для цифровой печати, рынок которых на данный момент находится в начальной стадии развития.

Как обстоят дела с немелованной чистоцеллюлозной бумагой?

По такой бумаге мы также работаем с Сыктывкарским ЦБК. В настоящее время ощущается нехватка бумаги в листах, но уже летом будет запущена в эксплуатацию новая листорезка, которая увеличит мощность производства более чем в 2 раза, и проблема будет снята. С импортной немелованной офсетной бумагой компания «Европапир» в России не работает.

Что происходит с импортом бумаги из Азии?

Сейчас уже все крупные оптовики имеют в своём ассортименте бумаги азиатских фабрик. По моим ощущениям, импорт листовых мелованных бумаг из стран Азии, а это в основном Китай и Южная Корея, и в меньшей степени Индия и Индонезия, в 2011 году вырос до доли в 40% от общего объёма. Если в этом году не случится существенных изменений с курсами валют, то вероятно, доля азиатских производителей в импорте приблизится к 50%.

Каковы планы компании «Европапир» на обозримое будущее?

«Европапир» - исторически оптовая бумажная компания; мы планируем и далее работать на этом рынке, а в России рассчитываем на расширение. Особенные усилия мы направляем на развитие в российских регионах. Буквально в последние два месяца открыто шесть новых складов: в Иркутске, Красноярске, Челябинске, Кирове, Ульяновске и Воронеже. Вместе с этими складами теперь мы имеем представительства в 21 городе России. Рассматриваем еще пару городов-кандидатов на открытие. Сейчас мы достаточно полно покрываем территорию страны.

В то же время, мы стараемся, чтобы все наши склады имели железнодорожные пути подвоза. Это больше связано с российской продукцией: офисной бумагой и офсетной бумагой в рулонах. В этом сегменте возможность поставки материалов по железной дороге заметно оптимизирует логистические затраты. А когда ж/д ветка уже есть, мы можем предложить хорошие логистические решения и нашим клиентам, закупающим мелованный картон, так как сам по себе картон не обеспечивает минимального объёма, оправдывающего содержание ж/д ветки.

Есть ли планы расширения в странах-участницах Единого таможенного пространства, например в Казахстане?

Рынок Казахстана очень интересен, и оттуда есть запросы на бумагу и картон, но у нас пока хватает проектов, перспектив и проблем в России.

Что происходит с кредиторской задолженностью типографий?

Ситуация с должниками стабильна. Значительно усугубившись в 2008 и 2009 годах, теперь она не ухудшается, но и не улучшается. Мы обмениваемся информацией о неплательщиках в рамках СБО, и это помогает снизить риски. Все простроченные долги мы обсуждаем и стараемся урегулировать в досудебном порядке. Претензии передаются в суд, только когда все другие возможности выхода из ситуации оказываются исчерпаны. Причина нарастания плохих долгов в последние годы – в общей тяжёлой экономической ситуации. Улучшения не следует ожидать до тех пор, пока экономика не начнет расти. Оптовики вынуждены соблюдать компромисс между гибкостью и жёсткостью в кредитовании клиентов, ведь ужесточив условия, мы улучшим ситуацию с задолженностью, но затормозим развитие.

Хочу заметить, что с 2001 года и до кризиса в 2008, у России была лучшая в Европе статистика по просроченной задолженности. Я надеюсь, что мы вместе со всей российской полиграфической отраслью благополучно переживем это трудное время и продолжим развитие в нормальных условиях.

Источник: "Принт-форум"



Итоговая резолюция форума «Издательско-полиграфическая отрасль Таможенного союза, рынок бумаги и картонов 2011: проблемы и перспективы» 
Международный форум «Издательско-полиграфическая отрасль Таможенного союза, рынок бумаги и картонов 2011: проблемы и перспективы» закончил свою работу 1 декабря 2011 г. в Москве.

Международный форум «Издательско-полиграфическая отрасль Таможенного союза, рынок бумаг и картонов 2011: проблемы и перспективы» 
30 ноября – 1 декабря 2011 г. Россия, г. Москва, конференц-зал ГУП ППП «ТипографияНаука», Шубинский переулок, 6

Мы держим руку на пульсе 
Интервью с Главным научным сотрудником компании Adobe, Довом Азексом.

Трое из ларца. В 2012 году компания Epson значительно расширяет свой модельный ряд широкоформатных принтеров для коммерческой печати 
На замену одному экосольвентному принтеру Epson Stylus Pro GS6000 приходят сразу три новые модели Epson SureColor SC-S30610, Epson SureColor SC-S50610 и Epson SureColor SC-S70610...

Сборка бумажных пакетов - время «рукопашных» уходит 
Саркис Хачатрян: хочу поделиться своими соображениями о различных путях ведения бизнеса на рынке бумажных пакетов, и почему типография «Вижен Групп»  избрала для себя путь автоматизации