Полиграфический портал Принт-форум. Офсетные и цифровые типографии, реклама, упаковка, сувениры и много другое.

Рубрика: события и интервью




Эксперты Xerox: «В ближайшие 4-5 лет доля цифровой печати в России вырастет примерно в 2 раза»
13/12/2011

Руководитель отдела маркетинга продукции компании Xerox Россия Михаил Мартынов и менеджер по отраслевому маркетингу компании Xerox Россия Дмитрий Мокин сравнивают российский и западный рынки печати, говорят о перспективах полиграфии в России, изменениях в сегменте b2c и новых продуктах Xerox.

Mokin&Martinov_600.jpg

Какие тенденции характерны для российского полиграфического рынка в 2011 году?

М. Мартынов: Российский полиграфический рынок - и в первую очередь его цифровой сегмент - в этом году демонстрирует активное возвращение к докризисному уровню. Уже к началу 2011 года окончательно восстановился сегмент печатных машин промышленного класса, положительная динамика заметна и в других частях рынка. Мы наблюдаем значительный рост установок и поставок цифрового оборудования, особенно в секторе коммерческой печати. Возрастают и объемы печати наших клиентов: так, полноцветный сегмент в этом году вырос на 30-40%.

При этом компании проявляют активный интерес к современным продуктам и технологиям, которые могут задать новый вектор развития их бизнеса. Это связано, с одной стороны, с ростом конкуренции в коммерческой полиграфии, а с другой стороны, с появлением новых технологических решений, которые открывают дополнительные возможности для получения прибыли, расширения бизнеса и увеличения объемов печати.

Каковы основные тенденции европейского и американского полиграфического рынка? В чем разница между российским и западным полиграфическим рынком?

Д. Мокин: В целом рыночная ситуация в России и в развитых странах сегодня схожа. Технологического отставания от Европы и США у нас давно уже нет: если рассмотреть объемы печати крупных российских и европейских заказчиков, то они не будут существенно отличаться друг от друга. Полиграфический рынок развитых стран уже достиг определенного насыщения и способен полностью покрыть потребности заказчиков, поэтому в ближайшие годы его не ждет значимое увеличение. Для рынков развитых стран характерно технологическое перераспределение, которое сопровождается ростом доли цифровой печати в общем объеме производства. Согласно данным исследовательских агентств, в ближайшие 4-5 лет доля цифровой печати вырастет примерно в полтора раза в Европе и в 2 раза в России.

Одно из важнейших отличий полиграфического рынка России и стран Запада заключается в социокультурных особенностях. Например, объем директ-маркетинга и высокотиражной печати со сложной персонификацией в России несопоставим с европейским, а европейский, в свою очередь, значительно уступает американскому. Однако это связано не с технологическим отставанием российской полиграфии, а с особенностями экономики. Так, российский бизнес в отличие от западных компаний, только в последние годы стал испытывать потребность в поддержании лояльности розничных клиентов и развития перекрестных продаж. В связи с этим спрос на продукцию для реализации этих задач пока еще очень низок. При этом уже сейчас российские компании способны предлагать высококонкурентные креативные продукты, которые вызывают уважение и удивление у западных коллег.

Назовите наиболее и наименее активно развивающиеся сегменты российского полиграфического рынка. С чем это связано?

Д. Мокин: Российский полиграфический рынок традиционно ассоциируется с b2b-сегментом, однако мы давно предполагали, что у сегмента b2c, – а именно потребительской печати – есть хорошие перспективы в России. Поэтому некоторое время назад мы начали просветительскую работу с рынком, в рамках которой рассказывали нашим партнерам и заказчикам о новых возможностях цифровой печати для конечных пользователей. Самый яркий и простой пример – это фотокниги – достаточно новый для российского рынка продукт. И действительно, в последние 2 года мы наблюдаем становление и активное развитие рынка фотокниг и прогнозируем его дальнейший рост.

М. Мартынов: Еще два с половиной года назад у нас не было ни одного клиента, который занимался бы фотопечатью в промышленном масштабе, а сегодня мы имеем десятки заказчиков, которые уже развивают свой бизнес по созданию фотокниг, либо задумываются об этом. Для печати уникальной фотопродукции Xerox предлагает компаниям не просто оборудование (например, ЦПМ Xerox 700 PRO и Xerox Color 1000) и программное обеспечение для создание фотокниг (M-Photo и Imaxel) - мы предлагаем заказчикам бизнес-идею, включающую и софтверное решение, и печатное и послепечатное оборудование. Проекты DAPhoto и Imagebook – яркие истории успеха этой модели бизнеса.

Д. Мокин: Еще одним примером потребительской печати служит так называемая печать книг по требованию – print-on-demand – производство сверхмалых тиражей книжной продукции от 1 до 10 экземпляров. Этот сегмент еще не успел «выстрелить», как фотокниги, и мы ожидаем, что фаза его активного развития начнется в следующем году. Однако уже сегодня многие наши заказчики в области малотиражной печати развивают печать по требованию, и их число постоянно растет.

М. Мартынов: Есть два интересных направления print-on-demand: печать малых и сверхмалых тиражей стандартных книг и создание персонализированных изданий. Книги с текстовой и графической персонализацией – это очень хорошее предложение для потребителей, которые могут, например, интегрировать в стандартные сказочные истории фотографии своих детей и создавать яркие, красивые книжки про приключения конкретного ребенка.

Как распределяются объемы установок ЦПМ и решений промышленного уровня между столицей и регионами? Какие регионы демонстрируют наибольшую активность?

М. Мартынов: В численном соотношении порядка 70% всего промышленного оборудования Xerox поставляется в 2 региона: Москву и Санкт-Петербург. При этом доля Xerox на петербургском рынке цифровой печати достигает 80-90%. Одним из определяющих факторов является обеспечение высококачественного сервиса в регионе. При выборе полиграфического решения промышленного уровня региональные заказчики придают большое значение уровню сервисной поддержки, которую обеспечивает вендор на их территории. Если в Москве мы видим достаточно много конкурентных сервисных предложений от разных вендоров, то в Санкт-Петербурге Xerox является безусловным лидером по уровню сервисной поддержки.

Какие изменения произошли на полиграфическом рынке после кризиса? Какое влияние они оказали на бизнес и продуктовую линейку Xerox?

Д. Мокин: Самое важное изменение заключается в том, что за последние 1-2 года полиграфисты начали более продуманно подходить к финансовому планированию. Среди тех, кто управляет выжившими в кризис полиграфическими предприятиями, остались наиболее прагматичные и сильные люди, которые умеют правильно обращаться с деньгами и реально соотносят свои производственные мощности со спросом, существующим на рынке. Таким образом, сегодняшнюю ситуацию на полиграфическом рынке характеризуют здравый прагматизм, контроль окупаемости оборудования и нацеленность на возврат инвестиций.

Одним из последствий кризиса стало некоторое «перетекание» предпочтений заказчиков в сегмент более доступной техники, в результате чего в 2009-2010 году фактически на рынке осталось 2 сегмента промышленного оборудования – нижний и верхний. В это время для нижнего сегмента Xerox запустил ЦПМ Xerox 700PRO – машину начального промышленного уровня, которая очень быстро завоевала популярность у образовательных учреждений, типографий, предприятий оперативной полиграфии, рекламных компаний и так далее. При этом оборудование среднего ценового сегмента в кризисные годы было практически невостребовано.

А что происходит со средним сегментом сегодня?

М. Мартынов: В настоящее время наблюдается эффект отложенного спроса на промышленное оборудование средней мощности. Именно поэтому на российском рынке появилась новая машина Xerox DocuColor 8080, которая пришла на замену DocuColor 7000/8000. ЦПМ призвана заполнить тот самый средний сегмент, который практически исчез в посткризисное время и сегодня начинает восстанавливаться. Эта машина имеет привлекательную цену, с ее запуском у нас связаны высокие ожидания: в течение 3 недель после анонса продаж DocuColor 8080 мы уже заключили 3 контракта на этот продукт и прогнозируем значительные результаты к концу 2011 года.

Каковы планы Xerox по выпуску новых продуктов? Какие премьеры запланированы на 2011-начало 2012 года?

М Мартынов: Мы ожидаем появления новых моделей оборудования и усовершенствования уже существующих продуктов, например, будут выпущены интересные опции для промышленной системы полноцветной печати Xerox Color 1000, такие как термоклеевый модуль. Также мы ожидаем появления новой машины в начальном сегменте производительной техники.

На выставке «Полиграфинтер’2011» мы впервые в России анонсировали запуск струйной рулонной машины Xerox CiPress 500, основанной на эксклюзивной технологии твердочернильной печати Solid Ink. Она отлично подойдет для производства транспромо-материалов и позволит получать стабильно высокое качество печати даже на обычной, недорогой бумаге.

Каковы ваши ожидания от сегмента промышленного оборудования в 2011 году для компании Xerox?

М Мартынов: Уже сейчас я могу с уверенностью утверждать, что мы закончим этот год с высокими показателями и сохраним лидирующую позицию в сегменте промышленного оборудования среди всех вендоров цифровой печатной техники. Мы будем развивать и расширять продуктовое предложение Xerox, которое сегодня является самым полным на рынке, а также поддерживать существующую сервисную инфраструктуру, построенную компанией Xerox СНГ.

Каковы перспективы продаж ЦПМ начального уровня в Москве и Санкт-Петербурге? Есть ли шанс у коммерческих цифровых типографий, оснащенных такими машинами, выжить в конкуренции с типографиями, оснащенными промышленными ЦПМ?

Дмитрий Мокин: Безусловно, в Москве и Петербурге, как и в других регионах России, коммерческие цифровые типографии, оснащенные ЦПМ начального уровня, при определенных условиях могут успешно конкурировать с компаниями, оснащенными более тяжелыми промышленными решениями. Конечно, тяжелые машины обладают дополнительными возможностями: они обеспечивают высокое качество печати на фактурных материалах, могут работать с увеличенным форматом. Но если говорить о базовом функционале – печати полноцветных рекламных проспектов, брошюр и листовок на мелованной бумаге, - то младшие и старшие модели отличаются только производительностью, максимальной месячной нагрузкой. Поэтому для типографий или печатных подразделений компаний, которые имеют умеренную месячную нагрузку - до 40-50 тысяч полноцветных отпечатков - в силу меньших капитальных вложений промышленная машина начального уровня будет не менее рентабельной и конкурентоспособной, чем тяжелая машина. Более того, если у таких компаний все же возникнет потребность в печати на более сложных материалах, машина уровня Xerox 700PRO справится с этой задачей. С другой стороны, в Москве и Санкт-Петербурге достаточно много предприятий, производящих крупные объемы сложных с точки зрения технологий продуктов, которые быстрее, легче и с лучшей рентабельностью производятся тяжелыми машинами. Но в сегменте стандартной рекламной полиграфии небольших тиражей конкуренция между типографиями, оснащенными оборудованием начального и высокого уровня, существует и вполне уместна.

Учитываете ли вы существующие ныне объемы локальных рынков и местную конкурентную ситуацию в своей стратегии продаж промышленных ЦПМ в регионах? Существуют ли, по вашему мнению, ограничения по "плотности" инсталляций больших машин относительно общего объема рынка цифровой печати или плотности населения региона?

Дмитрий Мокин: На самом деле, емкость рынка напрямую не связана с плотностью населения региона. Цифровая печать развивается пропорционально развитию традиционной технологии, поэтому наилучшие перспективы ожидают «цифру» в тех регионах, где в принципе присутствует высокая потребность в печати, в том числе офсетной. Чем выше эта потребность, тем больше плотность инсталляций тяжелых ЦПМ. Так, ожидаемые «пики» на карте России мы видим в Москве и Санкт-Петербурге, достаточно высокую плотность промышленных машин - в центральном регионе, чуть меньшую - на Урале и в региональных центрах Сибири. Немногочисленные инсталляции ЦПМ, в основном начального уровня, происходят в южных регионах России.

Что вы можете сказать о таких новых для цифровой печати сегментах, как цифровая упаковка и этикетка, а также цифровая печать периодических изданий? Что происходит с этими сегментами в России, и каковы планы Xerox по развитию в этих сегментах коммерческой печати?

Михаил Мартынов: Если 2-4 года назад цифровое производство упаковки для России было просто красивой историей и фактически никто не имел представления, как ее можно использовать для решения конкретных бизнес-задач, то сегодня компании понимают, как строить на этом бизнес, и достигают определенных успехов. В свете этой тенденции на выставке «Полиграфинтер 2011» мы впервые показывали процесс цифровой печати упаковки с помощью флагмана производственной линейки Xerox – iGen4 EXP, что вызвало высокий интерес со стороны как цифровых типографий, так и упаковочных компаний.

Что касается цифровой печати периодических изданий, на сегодняшний день я не видел ни одного действующего проекта в данном сегменте. Тем не менее, внимание полиграфистов к цифровому производству газет и журналов уверенно растет. Для того чтобы удовлетворить этот интерес, если он выльется в реальные проекты, мы предлагаем рынку лучшие решения с точки зрения соотношения цены и качества. Для полноцветной печати периодических изданий у нас есть машина iGen4, превосходящая сравнимое оборудования как по производительности, так и по экономичности цветной печати. Кроме того, осенью этого года в стартовали продажи новой рулонной твердочернильной машины для полноцветной печати CiPress 500, о которой мы рассказали на выставке «Полиграфинтер 2011». Таким образом, у наших клиентов есть правильный выбор для развития в этих направлениях.


Назад в раздел