ВСЕРОССИЙСКИЙ ПОЛИГРАФИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ с 1998 года

СМИ 18+

Круглый стол в типографии "Август Борг" - продолжение. - События и интервью

 

Полиграфический портал Принт-форум. Офсетные и цифровые типографии, реклама, упаковка, сувениры и много другое.

Рубрика: события и интервью




Круглый стол в типографии "Август Борг" - продолжение.
16/03/2010 

2 марта в типографии «Август Борг» состоялся круглый стол, организованный её директором Андреем Зарецким, в котором приняли участие руководители и владельцы нескольких типографий Москвы и Тулы.

zaretskiy_300.jpg

Основная часть мероприятия была посвящена внедрению системы управления полиграфическим предприятием ASystem, разработанной компанией «Моноритм».  а во второй части встречи речь пошла о ситуации на рынке полиграфических услуг. Будут цены на услуги типографий снижаться и далее, что тянет их вниз, можно ли этому противостоять?

Применительно к системам автоматизации учета, вопрос звучал так: каковы полномочия менеджеров по скидкам, и как вырабатывается ценовая политика типографии, исходя из себестоимости или конъюнктуры рынка?

Не удивительно, что вопрос вызвал бурную дискуссию. Часть участников сетовала на демпинг конкурентов. Неоднократно упоминалась «Немецкая фабрика печати», ведущая ценовую политику, буквально шокирующую коллег. Андрей Зарецкий и Роман Юсубов (типография «Р-Мастер») рассказали о своем опыте борьбы со снижением цен. В «Р-Мастере» внедрена регрессивная система премирования менеджеров, при которой премиальный процент снижается с увеличением скидки. В результате средняя «менеджерская» скидка не превышает 3–5% от прайсовой цены. Большие скидки делаются только по согласованию с коммерческим директором.

Разделились мнения участников по поводу сезонности бизнеса. Многие с приходом кризиса перестали замечать падение объёма заказов в первые месяцы года, у других по-прежнему в январе и феврале действуют дополнительные скидки по прайс-листу.

Участники согласились, что на формирование рыночных цен влияют как скидки, возникающие в борьбе за заказ, так и заложенные в калькуляторы сезонные дисконты, поэтому при сравнении ценовых политик необходимо учитывать, кто от какого уровня скидывает.

«В „Р-Мастере“ ценовая политика не менялась с 2007 года» — заявил Роман Юсубов, — «В этом году планируем поднимать цены, благо, политика владельца типографии позволяет нам отказываться от невыгодных заказов. Благодаря такому подходу, при том, что выручка типографии в 2009 году упала на 15% по сравнению с 2008, прибыль не изменилась. Не часто, но случается, что клиенты, которым мы отказываем в скидках, в результате соглашаются на наши условия».

Невеселый вывод, к которому пришли участники обсуждения, состоит в том, что падение цен происходит не в последнюю очередь по вине самих типографий. «Мы боимся сказать „нет“ клиенту, справедливо полагая, что заказ уйдет к конкуренту, ведь на рынке есть типографии, готовые печатать „по цене бумаги + 20%“, не думая о завтрашнем дне». Прозвучало предложение, в борьбе с демпингующими коллегами доводить цены до убыточности и отдавать заказы. По мнению Зарецкого, типографии, ведущие неразумную ценовую политику, не смогут переработать более 10–15% существующих на рынке заказов, а активная загрузка быстрее выведет их из игры.

Не нашел общего мнения вопрос о том, что будет с ценами в текущем году. Андрей Зарецкий считает, что при продолжении давления цены могут снизится еще на величину до 10% за счет урезания внутренних расходов типографий. По его словам, 2009 стал для типорафии «Август Борг» самым успешным по прибыли годом, именно благодаря изменению структуры и снижению издержек, в частности — сокращения кадров. Многие коллеги не согласились, что дальнейшее снижение возможно, однако, стоит вспомнить прогнозы годичной давности, когда казалось, что падение цен на 25% станет роковой чертой для большинства полиграфических предприятий. Однако, реальность показала, что снижение на 30% и более еще оставляет шанс на выживание. Выживают все по разному, кто-то отказывается от «лишнего» персонала, кто-то от лишних площадей и нерентабельных участков производства. Большинству пришлось забыть о развитии и обновлении производства до лучших времен. Но есть и такие, кто сумел в кризисный год развить свой успех. Например, типография «Инсайт» приобрела полноформатную печатную машину.

На аналогичной встрече год назад высказывались надежды, что резкое падение количества заказов заставит уйти с рынка часть предприятий, что даст остальным вздохнуть свободнее. Сейчас стало ясно, что оздоровления не случилось. Зарецкий отметил, что ожидаемого крупного сокращения числа типографий в 2009 году не произошло, отчасти, из-за неожиданно активного новогоднего сезона, который позволил части компаний выжить.

По мнению участников, не исключено, что цены будут снижаться и далее, а количество типографий не будет сокращаться, так как полиграфия — бизнес из которого практически нет выхода. Продать оборудование за хорошую цену в нынешней ситуации почти невозможно — остается только эксплуатировать его на минимальной прибыли до полной негодности.

Масла в огонь подливают лизинговые компании. Забирая оборудование у должников, и не имея возможности продать его, они открывают собственный полиграфический бизнес, и пополняют ряды тех, кому без разницы, по какой цене печатать, лишь бы получить любые деньги. Среди прочих, была отмечена тенденция упрощения заказов. Вместе с сокращением тиражей заказчики отказываются от дополнительных красок, сложной отделки, переходят с полноцвета на печать 2+2. По мнению Зарецкого, это тенденция, и назад пути нет. Научившись экономить на «излишествах», компании уже не откажутся от этого. В рамках экономии рекламных бюджетов крупные компании отказываются от услуг посредников. В последнем, по мнению Юсубова, скрывается дополнительный резерв прибыльности. Как выясняется, посредники крупных клиентов часто накручивали более 100% к стоимости заказов.

Все присутствующие согласились, что нынешний полиграфический рынок и его ценообразование — это тонкая игра, требующая трезвого расчета и четкого понимания, что в данный конкретный момент менее убыточно — стоять без заказов или работать по ценам ниже себестоимости, чтобы окупить хотя бы постоянные расходы — аренду, зарплату и лизинговые платежи. Как в покере, здесь встречается даже блеф, имеющий целью отдать заказ конкуренту по невыгодной цене. Однако, все попытки договориться, даже узким кругом, при кажущейся простоте упираются в индивидуальное видение ситуации каждым руководителем. Одни рассчитывают на рост в краткосрочной перспективе, другие зажаты лизинговыми платежами, и вынуждены «генерировать оборот» на любых условиях. И никто не готов открыть свои реальные показатели, чтобы согласовать ценообразование.

В связи с ожидаемой в ближайшее время отменой таможенных пошлин на мелованную бумагу, можно было бы надеяться на приток журнальных заказов из-за рубежа, но присутствующие на встрече директора без энтузиазма смотрят на эту перспективу. Доля заказов, которые отбирают крупные журнальные типографии, не велика, а случившееся в 2009 году обвальное сокращение числа периодических журналов высвободило мощности журнальных типографий, которые и поглотят целиком весь вернувшийся «импорт», считает Зарецкий.

Подводя итог, участники наметили некоторые черты будущего российской полиграфии: работа в одну смену, минимальный состав персонала, развитие только за счет собственных средств, учитывая доступность б/у оборудования. Такие условия позволят выйти из ценовой гонки, но превратят малые и средние типографии в ремесленные мастерские.

Материал подготовил Максим Добровенский.

Обсудить статью можно в Принт-форуме.

Источник: www.print-forum.ru



Василий Сенаторов: Полиграфическое отечество в опасности! 
Президент Содружества бумажных оптовиков о ситуации в российской полиграфии и путях выхода из кризиса

"1С:Полиграфия 8" в типографии "Колорит": простои на производстве сокращены, затраты снижены, объем продаж увеличен на 10% 
Компания "Армекс" завершила проект автоматизации типографии "Колорит" - крупнейшего производителя печатной продукции и наружной рекламы в Краснодарском крае

Ricoh Pro C9100/9110. Новый флагман Ricoh — теперь и в России 
Представляем новый флагман линейки полноцветных ЦПМ Ricoh — модель Ricoh Pro 9100/9110. Она унаследовала инновационные решения, позволившие Ricoh выйти в лидеры европейского рынка цветных промышленных..

Бумага для цветной лазерной печати 
Рассказывает Наталия Скокова, менеджер по маркетингу продукции Xerox Евразия

Российские полиграфисты изучили технологию LED-UV в Америке 
В середине июля этого года компания ТЕРРА СИСТЕМЫ организовала для большой группы российских полиграфистов поездку в США, на завод AIR MOTIONSYSTEMS. В состав группы вошли руководители ведущих полигра..