Рекламная полиграфия в Москве - удачи и проблемы. Интервью с директором типографии "АМ Графикс" Андреем Федотовым. —
Добрый день, Андрей. Известно, что в 2006 году ваша типография сделала ряд серьезных приобретений. Расскажите о них, и о предпосылках, толкнувших вас на столь серьезные вложения.
Действительно, в 2006 году мы серьезно обновили парк оборудования. В начале года была приобретена послепечатная техника: резак, фальцовка и машина КБС. Завершился год установкой автоматизированной термальной системы CTP Kodak. Усиление послепечатного участка и закрытие вопроса с выводом пластин дало нам необходимую свободу для расширения печатного цеха – уже решен вопрос с приобретением нового 2-красочного Heidelberg Printmaster. Запуск произойдет в ближайшее время. Среди заказов нашей типографии немало работ в 1 краску, до 23%, а также полноцветных с добавлением заказных цветов или лакировки, поэтому наш 4-красочный PrintMaster 74 нуждается в поддержке. В другие форматы выходить не планируете? Нет, не планируем. Ни в полный формат, ни в меньший. Опыт показывает, что для нашей специализации половинный формат оптимален. Какова загрузка типографии на данный момент? Загрузка оборудования распланирована на 6-8 смен вперёд. За месяц мы печатаем порядка 1,5 млн. оттисков, делаем около 300 приладок. Работа идет круглосуточно, печатники трудятся в 4 смены. Послепечатный цех не успевает за печатью. Перед мартовской туристической выставкой мы переработали более 50 тонн бумаги, и это при том, что площадь цеха у нас чуть больше 400 м2 – паллеты с бумагой и готовой продукцией стояли в два-три этажа, а ходить приходилось боком. Как вы оцениваете ситуацию на рынке рекламной полиграфии, в чем причины неудач некоторых типографий и каковы перспективы? Рынок полиграфических услуг был, есть и будет жестким и высоко конкурентным. Выживут на нем и достигнут успеха те фирмы, что сумеют получить максимальную отдачу от имеющихся ресурсов, – либо за счет умелых рук своего коллектива, либо за счет современного высокопроизводительного оборудования. Снижение издержек – ключевой фактор конкурентоспособности на этом рынке. Что вы думаете о демпинге? Фирмы, твердо стоящие на ногах, и способные обеспечить гарантированный результат, демпингом не занимаются. Демпинг – инструмент неблагополучных типографий, и основной тезис их взаимоотношений с клиентами – «как заплатил, так и получил». Бывает, что заказчику везет, и он получает свой тираж надлежащего качества и в срок, но это, как правило, случайность. Все истории про пьяных печатников, про типографии в строительных вагончиках, работающие на ворованном электричестве и убитом оборудовании – как раз из мира демпинга. Эти люди думают лишь о сегодняшней прибыли, но возможностей для развития у них нет. Когда они сталкиваются с повышенными требованиями к качеству, они приходят к нам. А что произошло за прошедший год у вас? Как изменилась выработка по отношению к численности коллектива? Численность производственного персонала выросла не значительно – около 10%. Всего у нас сейчас работает 36 человек, из них 24 на производстве. На счет выработки точно сказать не могу, но она, конечно же, значительно возросла. Особенно прибавилось субподрядных заказов, как на печать, так и на послепечатку – их доля достигает 40-50% от валовой выработки. Всё чаще и чаще, ситуация с заказами позволяет нам выбирать наиболее рентабельные работы и отказываться от того, подо что наше производство приспособлено хуже. Если раньше мы пытались браться за все, например, выпускали изделия POS, требующие кашировки, сложной вырубки, выборочного лака и другой отделки, то теперь мы полностью от этого отказались. Часто такие работы становятся неоправданной обузой, пусть даже и прибыльной. Наша специализация – рекламная полиграфия малых и средних тиражей. Работа на субподряд не снижает прибыль? Ведь типографии наверняка интересуют самые низкие цены? Ничуть. Как и конечные заказчики, типографии готовы платить и за хорошее качество, и за сервис, и за наше отношение к работе. Мы достаточно много печатаем для типографий, обладающих собственным оборудованием, но вынужденных отдавать особо сложные работы, так как их машины не обеспечивают требуемого качества или производительности, за счёт которой мы можем предложить нашим заказчикам интересные им цены. Ваш новый препресс играет в этом какую либо роль? В первую очередь, основное качество обеспечивает печатная машина, но без современного препресса использовать полностью ее потенциал трудно. После установки новой машины, которая в мельчайших деталях воспроизводила все погрешности фотовывода, проявок и копировальной рамы, проблема формного участка стала для нас ножом по сердцу. Дело было в человеческом факторе? Не только. Наше препресс-оборудование было уже далеко не первой свежести, плюс - небольшая доля человеческого фактора. Иногда брак при производстве пластин доходил до 50%. Причины находились то в фотонаборе, то в копировальной раме, то в проявке, и решить их все и сразу не удавалось. Прибавьте еще пыль на каждом этапе. На этом фоне влияние человеческого фактора просто не было заметно, кроме ляпов из серии «пропустил – не заметил». Покупка CTP ликвидировала все эти проблемы, но добавила другие, о которых раньше мы и подумать не могли. Например, сейчас нас волнует, почему пластины укладываются в приемном лотке не идеально ровно? Учитывая то, что мы еще продолжаем учиться и осваивать новую технику, процент брака снизился более чем в 10 раз. Большая часть брака происходит из-за ошибок подготовки файлов, ошибка оператора CTP случается в совершенно ничтожном проценте случаев – может быть 0,1%. На фоне этой цифры каждая пластина, испорченная по вине оператора или препресса заметна. Обидно, сделав такие серьезные капиталовложения, нести убытки на повторном выводе, поэтому каждый случай брака мы тщательно анализируем. Оператором CTP у нас стала девушка, работавшая до этого монтажисткой-копировщицей. Она заочно учится в ВУЗе, и на время сессий приходится заменять ее. Приходится и мне вечерами подрабатывать оператором CTP. Как организованы спусковая и цветовая пробы? С требованиями спусковой пробы мы ни разу не сталкивались. Наших заказчиков интересует качество конечной продукции. Цветопробу заказывают часто. В комплекте с CTP мы приобрели цветопробу GMG Colorproof на базе 8-цветного струйного принтера EPSON Stylus 4800, печатающего специальными чернилами. Мы построили цветовой профиль нашей печатной машины и теперь гарантировано попадаем цветопробой в тиражный оттиск. Даже если заказчик приходит со своей цветопробой, мы перевыводим и переутверждаем ее, с чужих проб не работаем, так же не работаем с ранее отпечатанного офсетного оттиска, в том числе и нашего. Если заказчик даёт образец, обязательно выводим цветопробу. Случаются ситуации, когда заказчик приносит в качестве образца тиражный отпечаток, сделанный нами же, но до перехода на CTP, и нам приходится объяснять, что повторить его на 100% уже невозможно. Цифровые пластины несколько меняют оттенки, отчасти из-за изменения растискивания и формы точки, поэтому повторить свою собственную работу полугодовой давности получается не всегда. Один клиент даже отказался допечатывать тираж у нас по этой причине. Старый участок препресса полностью закрыт? Он уже продан. Осталось 4 пачки аналоговых пластин, надеюсь, и от них скоро избавимся. Как в вашей типографии поставлен учет? Для учета продаж пока используем Excel. У нас есть калькуляторы заказов и программа расчета выработки менеджеров. Основной недостаток такой системы в том, что для корректной безошибочной работы каждый менеджер должен хорошо понимать ее внутреннюю структуру. Конечно, я думаю о приобретении специализированной системы учета, но пока не разбирался в вопросе. Уверен, что в этом году такая система у нас появится. Функционал, в котором мы больше всего нуждаемся, это планирование загрузки производства. В данный момент, при расчете заказов менеджеры исходят из приблизительных оценок загруженности оборудования. В обычной ситуации, с работами средней сложности, когда срок исполнения стандартный – 4-5 дней, проблем не возникает, но если появляется большой тираж, сложный или срочный заказ, менеджеру приходится терять много времени, чтобы оценить реальную загрузку печатной машины и необходимой послепечатки. Система класса ERP позволит ему мгновенно получить информацию о том, на сколько часов вперед занят каждый производственный участок. У нас 5 менеджеров, и я тоже работаю с клиентами, согласование очередности прохождения заказов без специализированной программы затруднено. Я стараюсь не допускать появления привилегированных заказчиков, из-за которых сдвигается общий график работ, более того, своих личных клиентов я никогда вперед не двигаю, а наоборот, учитывая наши отношения, могу попросить подождать смену или две. Я понимаю, что менеджерам в этом плане сложнее, так как они имеют дело и с новыми, а зачастую очень требовательными и даже капризными клиентами. Как складываются отношения с поставщиками оборудования? Замечательно. Со всеми, с кем нам пришлось работать, отношения отличные. Когда мы выбирали CTP, я имел неосторожность забросить удочки ко всем присутствующим на российском рынке поставщикам, а их оказалось 6. Естественно, что пятерым пришлось отказать, и это было очень тяжело. В будущем больше никогда не буду так делать, ограничусь двумя вариантами. На данный момент, наши основные партнеры – «Гейдельберг» и «Нисса». Послепечатку также покупали у «Бронко» и «Лобачевского» - я доволен. Запуск CTP и обучение оператора прошли без особых нареканий. Большинство вопросов решается по телефону, но даже если требуется выезд специалиста, это не проблема, мы ведь находимся в Москве. Бумага – это больная тема для вас? Да, безусловно, бумага, ее качество и цены доставляют немало проблем. Сейчас наши надежды связанны с Азией. Ждем, когда, наконец, оттуда пойдут эшелоны недорогой и качественной бумаги. В частности, качество китайской и корейской бумаги нас вполне устраивает, да и цена несколько ниже. Похоже, что содержание синтетики в ней чуть выше, но печатников и клиентов в целом она вполне устраивает. Раньше у нас были большие проблемы с резиной – иногда, в неделю мы меняли до 10 офсетных полотен, естественно, теряя на этом время и деньги. Причина была в бумаге – многие наши заказчики предпочитали закупать бумагу самостоятельно, и в ней постоянно попадались листы с замятиями или вздутиями. В последнее время мы избегаем работы на бумаге заказчика, предлагая с минимальной наценкой материал, который покупаем сами у проверенного поставщика. В крайних случаях соглашаемся работать на давальческой бумаге, при условии, что она куплена в этой фирме. Резина теперь практически не портится. Как вы считаете, изменение таможенных пошлин на импортную бумагу как-то повлияет на полиграфию вашего сегмента? Думаю, нет. Мы не испытываем конкуренции со стороны западных типографий. Наших клиентов вполне устраивают цены и уровень сервиса московских типографий. Может ли изменение цен и таможенных пошлин на бумагу повлиять на прибыльность рекламной полиграфии в России? Конечно, при общей коррекции цен можно отыграть некоторую долю прибыли, потерянную в ходе демпинговых войн, но, по моему убеждению, главная задача, стоящая перед коллегами – снижение издержек, автоматизация производства, развитие сервисов и вдумчивая работа с клиентами. Побывав на заводах Heidelberg в прошлом и этом году, я убедился, что европейская полиграфия идет как раз по этому пути. Всеобщая автоматизация, уже практически превратила печатную машину в устройство с одним единственным выключателем – «Печатать». Человек в современной системе необходим только для контроля процесса, загрузки материалов и приема готовой продукции. Мы сами пока еще теряем время и прибыль из-за недостаточной автоматизации. На приладку у нас уходит примерно 40 минут, а на сложных заказах и до 2 часов. Специфика рекламной полиграфии такова, что многие работы доставляют хлопоты печатникам. Надеюсь, что через пару лет у нас появится печатная машина с автоматизированными настройками всевозможных параметров. На данный момент, наш PrintMaster не имеет таких возможностей. Какие проблемы наиболее остро стоят перед вами сейчас? Проблем хватает. Несмотря на то, что типография перегружена и работает круглосуточно, случаются и провалы, например, крупный простой был во второй половине января. Безусловно, большая проблема – кадры. Причем, складывается ощущение, что директора подобрать проще, чем хорошего курьера. Печатников выращиваем у себя, со стороны почти не приходят. Текучка небольшая, но она есть, в основном мы расстаемся с людьми из-за проблем с дисциплиной. Старых сотрудников поощряем материально. Большая проблема – аренда и производственные площади. Арендодатель диктует свои жесткие условия, заставляет безвозвратно вкладывать деньги в обустройство арендуемых помещений, постоянно повышает ставки. Вы не рассматриваете вариант вывода производства на окраины или за пределы Москвы? Нет, конечно. Если когда-то и придем к такому варианту, то только переезд вместе с офисом. Сейчас у нас от офиса до производства 100 метров, и это вызывает проблемы. Мне постоянно необходимо присутствовать и тут и там, к сожалению, иначе не получается. Вы следите за деятельностью МПС, чем вашей фирме может быть полезна эта организация? К сожалению, совершенно нет времени следить, и тем более, участвовать. О результатах его работы не слышал. Полезной была бы юридическая поддержка малых и средних предприятий, например, защита от произвола тех же арендодателей. У таких типографий как наша, не хватает ресурсов, чтобы грамотно противостоять зачастую явно незаконным требованиям. Например, как только мы отремонтировали новое помещение, условия аренды сразу изменились – от нас потребовали реставрации электропитающей сети. Конечно, у крупных игроков, масштаба «Алмаз-Пресс» или «Пушкинской площади», совсем другие насущные проблемы, не сравнимые с малыми и средними предприятиями. Наверное, для них важна пошлина на бумагу, о чем такие как мы вообще не задумываются. Как вы продвигаете свои услуги? Примерно 70% загрузки нам дают постоянные клиенты, либо люди, пришедшие по прямой рекомендации наших старых заказчиков. Остальные 30% составляют новые, но как они о нас узнают, мы не знаем. Менеджеры занимаются только входящими звонками. Около 20% от всех клиентов узнали о нас из «Принт-форума». Многие из них уже давно не ходят туда, не участвуют в Тендерах, но сотрудничество продолжают. Также как и наши подрядчики, которым мы заказываем некоторые операции, например УФ лакирование. Контакты были завязаны на Форуме и продолжаются уже несколько лет. Новых клиентов хватает, наша задача развивать отношения и превращать их в постоянных. Менеджеры должны адекватно реагировать, вовремя рассчитать заказ, по возможности предложить варианты снижения цены. «Принт-форум» - хороший инструмент для тех, кто по настоящему работает с клиентом. Много хороших заказчиков среди фирм, находящихся по соседству, но самый главный рекламный канал – «клиентский телеграф». Спасибо за ответы, Андрей, удачи и до встречи! |