ВСЕРОССИЙСКИЙ ПОЛИГРАФИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ с 1998 года
Сборка бумажных пакетов - время «рукопашных» уходит - События и интервью
Полиграфический портал Принт-форум. Офсетные и цифровые типографии, реклама, упаковка, сувениры и много другое.
Рубрика: события и интервью
Сборка бумажных пакетов - время «рукопашных» уходит — Послепечатные работы, в частности, сборка и склейка сложной упаковки, папок и бумажных пакетов – пожалуй, последний оплот ручного труда в полиграфии, но и сюда приходит автоматизация. Мы начинали свой путь в полиграфии именно с производства пакетов, и имеем богатый опыт в этой сфере. Сейчас я хочу поделиться своими соображениями о различных путях ведения бизнеса на этом рынке и о том, почему типография «Вижен Групп» избрала для себя путь автоматизации. Нужно отметить, что бумажный пакет – одно из самых сложных для сборки изделий. Из-за сложности операций, разнообразия форматов и материалов еще никто из мировых производителей не изобрел линию, полностью исключающую ручной труд. Но, прогресс не стоит на месте и практически все отдельные операции, кроме, пожалуй, привязывания веревочных ручек, уже в той или иной степени по силам автоматическим машинам. Ламинированные бумажные пакеты производятся для продажи в магазинах в качестве подарочной упаковки, по заказу сетевых магазинов и бутиков для упаковки одежды, обуви и аксессуаров, а также, по заказу корпоративного сектора, где они используются как промо-продукция. Заказы очень сильно отличаются по количеству и срочности, а сезонный спрос колеблется в разы. Несрочные и крупные заказы на сотни тысяч и миллионы пакетов, чаще всего размещаются за рубежом. По нашим оценкам, в год в Россию импортируется порядка 150 млн. бумажных пакетов. Основной объем приходится на Китай, вслед за ним идут Корея и Польша (данные ТК Росси за 2009 г.). К сожалению, оценить точный объем экспорта невозможно, так как пакеты завозят по разным номенклатурным таможенным кодам, и даже в таможенной статистике нет точных данных по этому виду продукции. Средняя цена маленького бумажного пакета из Китая после всех таможенных процедур составляет 4,4 рубля, при этом в Москве только сборка такого пакета стоит 4 рубля. Но за этим большим плюсом скрываются и не менее большие минусы. Минусы – это риски. Риски не только потерять деньги и время, не успеть привезти и растаможить продукцию к сезону, но еще и то, что отдав в китайскую типографию эксклюзивные или лицензионные макеты, вы имеете очень большую вероятность увидеть их в ассортименте конкурента, только дешевле. И поделать с этим ничего будет нельзя. Работа с китайскими производителями полна сюрпризов и неожиданностей. На рынке есть ряд российских компаний, которые выступают посредниками при размещении заказов в поднебесной. Но им необходимо набрать определенный объем заказов, чтобы загрузить контейнер, так как иначе перевозка сводит на нет выигрыш в цене. Учитывая длительные сроки доставки, этот вариант не очень популярен среди российских заказчиков, так как мало кто из клиентов готов вложить деньги в феврале, что бы получить готовые пакеты в ноябре. В силу всех аргументов, я полагаю, что те компании, кто имеет сложившиеся связи и опыт работы с китайскими производителями, в обозримом будущем, скорее всего не заинтересуются российскими производителями. Если же компания только собирается выходить на этот рынок, имеет смысл рассмотреть варианты, так как цены на производство в России снижаются, производственные мощности растут, а возможный выигрыш от заказа в Китае, соответственно – уменьшается. Теперь о российском производстве. Самый очевидный путь, на котором сейчас стоят 100% российских производителей пакетов, это организация цеха ручников со штатом 10-20-30 и более человек. По моему мнению, масштабирование такого производства ограничено сложностью контроля качества продукции.
Какова же экономика этого бизнеса? Реальная производительность опытного сборщика варьируется в диапазоне от 170 до 230 пакетов за 12 часовую смену. Конечно, существуют уникумы, способные собрать и 300 и 400 штук, но таких работников крайне мало, и ориентироваться на них при расчете бизнес-плана нельзя. Работа по сборке пакетов довольно тяжелая физически, и скорее всего, гонка за рекордами приведет к увеличению брака. К тому же, нельзя забывать о необходимости доставки материалов к рабочему месту и выносе готовой продукции. Одна из главных проблем ручных производств – кадры. Опытные и умелые – требуют больше денег. Новичков приходится учить, а этот путь также имеет свои подводные камни. Сборщик без опыта в первую неделю работы будет изготавливать не более 50-70 пакетов в смену, во вторую – 70-100, а чтобы выйти на расчетную цифру в 230, без ущерба качеству, обычно требуется от 1,5 до 2 месяцев. Что же в этот период делать хозяину цеха? Первый вариант – доплачивать работнику в течение всего периода обучения из собственных средств. При этом существует риск, что обучившись, работник уйдет к конкуренту на чуть более хорошие условия, либо потребует повышения ставки. Другой вариант, сразу платить по сделанной работе. Это менее рискованно, но опыт показывает, что зарабатывая 300-400 рублей за 12-часовой рабочий день (при средней московской ставке 2-3 рубля за пакет), работник с большой вероятностью уйдет, так и не доучившись. Немного другие цифры могут быть при организации цехов в неблагополучных регионах страны, где нет другой работы, и зарплаты не превышают 10 000 рублей в месяц, но в таких местах существует проблема с добросовестными и непьющими работниками. Имея достаточный опыт работы с ручниками, могу назвать и другие проблемы, связанные с такой организацией бизнеса, главные из которых, это текучка и брак. Обычно, за несколько лет работы в компании формируется костяк сотрудников, которые хотят и умеют работать, но он составляет лишь часть коллектива. В сезон штат приходится расширять, кто-то уходит на более выгодные условия, кого-то приходится увольнять за недобросовестное отношение к работе. Брак непосредственно связан с текучкой, так как производят его в основном новички. Прибыль компании, занимающейся сборкой пакетов, может сильно изменяться, в зависимости от сезона и тиража. Минимальная наценка, по моим наблюдениям, составляет 2 рубля. В сезон с сентября по декабрь прибыль возрастает в разы. Я лично слышал о контракте на сборку пакетов в предновогодний период по 70 рублей за штуку. Пытаясь оценить объемы производства бумажных пакетов в России, я пришел к следующим цифрам. Около 1500-2000 компаний предлагают производство бумажных пакетов на заказ. Часть из них переразмещает заказы у производителей, часть изготавливают самостоятельно. Если предположить, что за год каждая из этих типографий собирает хотя бы 10 000 штук, то годовой объем производства составляет 20 млн. пакетов. Плюс, в России, по моим оценкам, есть 30-35 специализированных компаний, производящих от 300 тыс. до 1 млн. пакетов, что в свою очередь дает еще 15-20 млн. штук в год. Внутреннее производство далеко отстает от импорта, что дает потенциал для роста при условии повышения конкурентоспособности. Так как повышать цены нельзя – не дает дешевый импорт из Китая, очевидный путь повышения прибыли – снижение издержек. Так как основная составляющая себестоимости пакета – оплата работы сборщика, напрашивается идея об автоматизации этого процесса. Наша компания «Вижен Групп» первой в России пошла на риск внедрения автоматизированной линии по сборке бумажных пакетов. 2 года изучали существующие предложения, и уже в начале 2011 года запустили две линии. За прошедшие с момента запуска оборудования 8 месяцев в нашей компании многое изменилось. Во-первых, появилось четкое планирование работы. Это связанно с тем, что мы ушли от заказов менее 5000 пакетов, и переориентировались на более крупных игроков, у которых есть постоянные заказы вне зависимости от сезона. Крупные клиенты заранее планируют и согласовывают заказы с нами. Во-вторых, штат сотрудников сократился в разы, за счет уменьшения ручных операций. Оставшимся сотрудникам мы платим значительно больше, в частности потому, что за счет уменьшения количества ручных операций, у них существенно возросла выработка. А хорошо оплачиваемые сотрудники меньше подвержены соблазнам смены работы и ухода к конкурентам. Производительность нашей линии составляет 1 200 000 пакетов в месяц при шести дневной рабочей неделе, без учета переналадок. В сезон планируем загрузить ее на 90%, уже сейчас постоянные клиенты бронируют мощности. Наконец, изменился портфель заказов. Те, кого мы считали своими конкурентами, типографии и сборщики пакетов, стали нашими партнерами, так как им удобны и выгодны наши условия и ценовая политика. Полный цикл сборки пакета у нас стоит от 4 рублей, включая сборку, расплавление шнура, фасовку в термоусадочную пленку или упаковку в гофрокороба и погрузку на паллеты. Подводя итог, я хочу сказать, что автоматизация процессов в пакетном производстве – это реальный способ снижения издержек, способный вывести типографию на новый уровень производительности, и дать дополнительные преимущества в конкуренции как с российскими, так и с зарубежными производителями. Автоматизированные типографии, очевидно, более привлекательны и для средних заказчиков бумажных пакетов, с тиражами от 5000 штук, так как они способны предложить короткие и предсказуемые сроки изготовления, низкие цены и стабильное качество продукции. Не исключено, что в скором времени, крупные заказчики также начнут обращать свое внимание на отечественных производителей.
Обсудить статью и задать вопросы автору вы можете в Форуме.
Источник: Принт-форум
|
|
||
|
||
|
||
|
||
|