ВСЕРОССИЙСКИЙ ПОЛИГРАФИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ с 1998 года

СМИ 18+

23 ноября в Центральном Доме Предпринимателя состоялся круглый стол на тему «Традиционная полиграфия в эпоху стремительного роста современных электронных сетевых и мобильных средств массовой коммуникации». - События и интервью

 

Полиграфический портал Принт-форум. Офсетные и цифровые типографии, реклама, упаковка, сувениры и много другое.

Рубрика: события и интервью




23 ноября в Центральном Доме Предпринимателя состоялся круглый стол на тему «Традиционная полиграфия в эпоху стремительного роста современных электронных сетевых и мобильных средств массовой коммуникации».
29/11/2010 

23 ноября в Центральном Доме Предпринимателя состоялся круглый стол на тему «Традиционная полиграфия в эпоху стремительного роста современных электронных сетевых и мобильных средств массовой коммуникации». В мероприятии, организованном порталом "Принт-форум", приняли участие руководители известных полиграфических предприятий Москвы.

Предлагаем вашему вниманию некоторые фрагменты дискуссии.

Борис Степанов (Портал Принт-форум): Здравствуйте уважаемые коллеги. Хочу начать с небольшого доклада, чтобы описать круг волнующих меня вопросов.

Главный редактор английской газеты Гардиан Алан Расбриджер, культовая фигура печатных масс-медиа, признававшийся в течение нескольких последних лет лучшим главным редактором года, на публичной лекции в Сиднее несколько дней назад произнес замечательную фразу: «Мы живем в конце великого поворота Истории». Именно в конце. Поворот уже произошел, и весь мир вырывается на новую прямую развития, на дорогу, все ухабы, горки и подъемы которой еще не видны и не понятны. Издатели убеждены, что 500-летняя эпоха Гутенберга приходит к концу, так как всемирная сеть уничтожила монополию посредника-Издателя на процедуру доставки Контента от Автора к Потребителю.

Первой и главной жертвой массового распространения новых сетевых и мобильных медиа-технологий стала Запечатанная Бумага как один из самых массовых, доступных и недорогих носителей информации. Интернет полон данных о том, как упали доходы и тиражи газет и журналов за последние два года. Несколько слов об этом.

Рекламные доходы американских газет по сравнению с 2008 годом упали более чем в два раза (пресс-клуб на ТВ Культура 19 ноября).

Согласно свежей статистике от Бюро по контролю за тиражами США, за последние шесть месяцев совокупный тираж американских газет сократился на 5%. Среди крупных изданий добиться небольшого увеличения тиража сумела лишь газета The Wall Street Journal, принадлежащая компании Руперта Мердока News Corp.

С декабря 2010 г. журнал U.S. News & World Report перестает выходить на бумаге – отныне будет выходить только цифровая версия. С еженедельника перешел сначала к двухнедельному, а затем и к ежемесячному выпуску, в целом тираж издания упал почти на 30% — с 1,7 млн до 1,2 млн экземпляров.

Икона американской и мировой журналистики Newsweek за последние три года потерял порядка 100 млн долларов, примерно на четверть сократилось число рекламных полос в журнале в 2010 году, а убытки в этом году могут составить 20 млн долларов. Сначала был продан за 1 доллар, а сейчас объединяется с также убыточным новостным интернет-порталом The Daily Beast. Продажи журнала Time через газетные киоски за два года упали на 65%.

А что происходит с европейской полиграфической промышленностью? Согласно европейской статистике (Евростат и Интерграф), с 2000 по 2007 год общий оборот полиграфических компаний в Европе вяло колебался вверх и вниз, а с декабря 2007 к середине 2009 упал на 11%. Что интересно, за тот же период общий оборот издательского бизнеса в ЕС рос значительно быстрее, достиг своего пика в феврале 2008 г и упал к середине 2009 г на 8,9%, но по-прежнему выше уровня 2005 года, тогда как оборот полиграфической индустрии к середине 2009 г. так и оставался ниже уровня 2005 г. практически на 10%.

Зайдите на сайт http://www.intergraf.eu Международной европейской конфедерации национальных печатных ассоциация (23 ассоциации из 20 стран ЕС). Основной массив свежей информации по проектам ЕС - про проведение социально ответственной реструктуризации (фактически – сокращения) полиграфической промышленности ЕС.

Главное, что можно точно констатировать: и у издателей, и у распространителей периодической прессы есть полное единодушие в том, что совершенно не важно как и когда восстановится мировая экономикам – рынок рекламы в печатных изданиях и сам рынок периодики уже не будет таким как был до кризиса.

Верны ли всё шире распространяющиеся тезисы о смерти бумаги доминирующего как носителя информации? Нет ли здесь проявления типичного эндизма, который всегда пышно расцветает в начале новой технологической эпохи?

Посмотрим, что на сей счет говорят издатели:

Любой издатель в мире должен раз в день молиться на Стивена Джобса за то, что он сделал его для отрасли - Матиас Допфнер, председатель правления и президент немецкого медиагиганта Axel Springer (издает свыше 170 газет и журналов 36 странах, включая газеты Bild тиражом в 12 млн и Die Welt). iPad сделает то, чего мы все ждали. Этот прибор визуализирует контент очень здорово. Им легко пользоваться. И у него цена товара массового производства. Моделью легко пользоваться и это очень важно. Это классный девайс. Просто здорово читать журналистские материалы с помощью iPad. Мы горды, что одновременно с началом продаж iPad в США начнем предлагать по крайней мере одну из наших немецких газет для чтения на нем. Это Die Welt - наша широкоформатная газета. Не вижу причины, почему традиционным газетным читателям не перейти на iPad.

Допфнер заявил, что возможно 1/3 всех журналистов в США будут уволены в ближайшее время. Полагаю, что это общая мировая тенденция, мы ничего не можем сделать кроме как сфокусироваться на новых каналах дистрибуции, мобильных устройствах – iPad для меня мобильное устройство, как их использовать, чтобы создать устойчивые бизнес-модели. Я не разделяю пессимизма по поводу журналистики в эпоху интернета. Не понимаю, что может угрожать журналистике или ее бизнес-моделям в цифровую эпоху. Не вижу никаких причин для этого. Наоборот, журналистика может стать лучше.

The Financial Times cообщила, что выплатит каждому из 1800 своих сотрудников премию размером $480 на покупку iPad или любого другого планшета для чтения. Об этом сообщает PaidContent.org. Британская деловая газета потратит на эти цели около 864 тыс. долл. до конца июня 2011 года. Издатели газеты полны оптимизма в перспективности будущего способа чтения, когда издания (похожие на печатные версии) доставляются на планшетники. Исполнительный директор FT Group Джон Райдинг (John Ridding) в письме говорит, что компания «осуществляет эти инвестиции, потому что цифровые каналы и устройства для чтения становятся очень важными и для нас и для всей медиаотрасли»

Новость последнего дня: Медиамагнат Руперт Мердок и глава корпорации Apple Стив Джобс до конца ноября могут объявить о запуске нового проекта — электронной газеты для пользователей планшетных компьютеров, таких как iPad (из интервью Мердока телеканалу Fox Business). Новое электронное издание под названием Daily будет автоматически загружаться на планшетные компьютеры за $0,99 в неделю и не будет выходить ни в бумажной версии, ни в интернете. По данным американских СМИ, News Corp Руперта Мердока уже наняла 100 журналистов для работы в газете, первый номер которой может выйти уже в этом году.

За последние две недели в Москве прошли две конференции издателей и распространителей периодической печати. На обеих я был, и внимательно прислушивался к их настроениям.

Наши издатели о цифровом паблишинге:

Диляра Байчурина, директор по развитию «Татмедиа» и главный редактор журнала Татарстан, о форуме «Издательский бизнес-2010»: «Выставка показала мне, что мы не единственные, кто мечется в поисках новых стратегий, что коллеги этим тоже озабочены, и тоже ищут в первую очередь в направлении выхода в цифровое издательство».

Анна Столярова, исполнительный директор отделения ГИПП в Уральском федеральном округе: «От нашего региона в Форуме приняли участие семь издательских домов из Екатеринбурга, Челябинской и Тюменской областей. Многие были на Форуме впервые. У всех очень позитивные отклики. Особый интерес вызвали конференции по мобильному издательству и интернету».

Генеральный директор «АиФ» Ирина Митрофанова: «Как бы ни развивались медиа, они будут всегда, и тот, кто угадает первым направление развития, получит преимущества. Два дня работы на Форуме помогли издателям угадать это будущее чуть раньше своих конкурентов».

Максим Поляков, управляющий партнер компании Zinio: Планшеты iPad уже революционизи-ровали издательское дело, предложив издателям новые возможности и для производства контента, и для размещения рекламы» Вадим Дуда, генеральный директор компании «Терем-Медиа»: «Примерно полгода назад у нас четко нарисовались векторы развития компании – это телевизионные и видео решения; и, второе, iPad и приложения для Android. Здесь мы убедились, что именно это сейчас будет востребовано, причем в комплексе... На Форуме я почувствовал, как в лучшую сторону изменились настроения издателей. И деньги, явно, снова появились, и жажда новых решений. И связано это, в первую очередь, с планшетной революцией».

Главный редактор и генеральный директор "Комсомольской правды" Владимир Сунгоркин подчеркнул, что деньги будут у тех издателей, кто научится продавать рекламу в интернете. При этом Владимир Сунгоркин подчеркнул, что в России интернет по-прежнему недооценивают. "Не верьте никому, кто говорит, что роль интернета преувеличена, не верьте, что преувеличены разговоры об интернет-аудитории", — заявил Сунгоркин. Издатель отметил, что в интернете все развивается со скоростью лесных пожаров. "Интернет-аудитория в России составляет 40 миллионов. Это страшно выгодно бизнесу. В этой сфере рентабельность ни с чем не сопоставима — 33%", — рассказал он. Главный редактор "Комсомолки" считает, что во всех поселках России в скором времени будет хорошее проникновение интернета. Важная особенность интернет-СМИ, по мнению Владимира Сунгоркина, — это возможность точно посчитать аудиторию. "Ни газеты, ни телевидение, ни радио не могут дать точные данные об аудитории", — сказал он.

Крупнейшие распространители прессы так же утверждают о том, что достаточно скоро значительная часть периодики перейдет в цифровой формат и на эфирное распространение.

Таким образом, можно утверждать, что переход очень значительной доли медиа-контента от бумажных носителей к цифровым, распространяющемуся от Издателя / Автора к Читателю по эфиру и сетям, неотвратим и абсолютно очевиден. Это окажет сильнейшее влияние на полиграфическую индустрию.

Остается главный вопрос: как именно она будет видоизменяться под воздействиями массового распространения всех этих новаций?

Коммерческие каталоги перейдут наCD, флэшки и в интернет, крупные журналы для премиум-аудитории – на айПады, а малотиражные (отраслевые) журналы – в интернет?

Википедия фактически похоронила рынок энциклопедий, интернет (поиск в сети) убивает рынок телефонных справочников. Отложим в сторону драматическую ситуацию с книжками и е-буками, хотя, по мнению некоторых аналитиков уже в этом декабре Amazon снизит стоимость своей е-читалки Киндл до 99 долларов, что приведет к взрывному спросу на эти устройства и цифровые книжки.

Почему нам, как представителям полиграфического сообщества, объединяющего в основном малые и средние типографии, так важно состояние рынка периодической печати? Давайте не будем рассматривать будущее чисто газетных типографий. Возьмем журнальные офсетные типографии, имеющие как рулонные машины, так и классические листовые многосекционные машины первого формата.

Наглядный пример: Алмаз-Пресс предлагает на сайте экономичную печать тиражей на листовых машинах до 20 000 шт., и дает рекламу в журнале Формат, а это журнал не для принтов из крупнейших-издательств. Мы провели опрос среди посетителей нашего портала «Интернет vs. полиграфия. Чувствуете ли вы конкуренцию?» Ответило 135 человек, 30 % ощущает значительную конкуренцию, 37% - незначительную, и 33% - вообще конкуренцию со стороны Интернета не ощущает. Почти каждый третий уже сейчас ощущает конкуренцию!

Итак, предлагаю начать нашу дискуссию с двух вопросов:

1) Какие виды коммуникаций (и изделий) останутся на традиционной бумаге? Визитки, ч/б газеты, народные журналы и кроссворды?

2) Если начавшаяся уже эпоха iPad значительно снизит загрузку журнальных типографий, как их вынужденные агрессивные предложения повлияют на рынок малотиражных журналов, на рекламно-коммерческую печать в средних и малых типографиях?

Сергей Тарубаров (холдинг Полстар): Могу рассказать о своих наблюдениях, так как мы с крупными журнальными типографиями хоть и не сильно, но пересекаемся на рынке. Что я лично видел на западе. Современные рулонные типографии способны работать с тиражами от 1000 экземпляров. Отечественные рулонные гиганты, при установке современных систем контроля цветовоспроизведения, смогут работать с тиражами от 3000 экз. Совершенно нетипичная продукция, которую уже печатают на рулонных машинах, например, в Канаде – это этикетки огромными тиражами. Несомненно, риск конкуренции для малых и средних типографий есть.

У крупных журнальных типографий есть и листовые машины, но они не играют существенной роли в оборотах. Наименее уязвимый со стороны электронных СМИ полиграфический бизнес, на мой взгляд – печать картонной упаковки.

Андрей Зарецкий (Типография Август Борг): С одной стороны, это так, объемы печати упаковки останутся примерно такими же. Но число «едоков» может резко возрасти за счет типографий, вытесненных из других ниш. Многие будут вынуждены выходить в смежные сегменты, даже туда, где они не очень эффективны. Не так давно мы проиграли тендер на печать книги тиражом 4000 экз. и объемом более 44 страниц. Как я узнал, типография, отобравшая у нас этот заказ, который мы потом переплетали, оборудована SpeedMaster 52. Не исключено что скоро, типографии, имеющие GTO, начнут отщипывать заказы на картонную упаковку у специализированных компаний.

Александр Шнайдер (ex. типография Арес): Вопрос не в том, рентабельно ли печатать малые тиражи на рулонных машинах, а в том, где взять столько заказов, чтобы такие машины загрузить. Их просто нет.

Андрей Зарецкий: Пушкинская Площадь, Алмаз-Пресс и так далее, структуры, непонятные нам с точки зрения бизнеса, поэтому нет смысла обсуждать, что они станут делать в случае массового перехода журналов на iPad.

Алексей Веселовский (Типография 24 Принт): Безусловно, iPad, это революционный продукт. Тот, кто хоть раз возьмет его в руки уже никогда не будет прежним. Я это вижу по своим детям. Я думаю, изменения в этой сфере будут очень быстрыми, как это было с мобильными телефонами или наручными часами. Предсказать сейчас, куда пойдет развитие маркетинговых коммуникаций – невозможно. Но ясно, что электрички возможностей с этого вокзала уходят по расписанию. Я считаю, что сама технология нанесения изображения на носитель будет расти. Изменится только носитель.

Борис Степанов: Один из участников Принт-форума рассказал, что в этом году его постоянный заказчик, туристическая компания, отказался от печати бумажных каталогов в пользу каталога на CD. Затраты снизились с 800 тыс. рублей до 100.

Артем Дюженков (Типография Формула Цвета): Уверен, они поймут свою ошибку, когда подсчитают выручку в конце года. По моей информации, туриндустрия только наращивает объемы печати.

Александр Шнайдер: Я считаю, что первыми умрут газеты. Через 2 года ежедневные бумажные газеты станут никому не нужны. У еженедельных журналов дела совсем плохи, у глянцевых ежемесячников пока хорошо. Более точно прогнозировать переход СМИ на планшетные компьютеры нельзя. Также, трудно предсказать, как поделят рынок Apple и Android. Рекламная полиграфия – тоже грустная история. У рекламной полиграфии, представители которой здесь сегодня присутствуют, есть три основных движителя: директ-маркетинг, который так и не пришел в Россию, БТЛ, находящийся в зачаточном состоянии, и эвент-маркетинг (выставки), который испытывает сегодня серьезную конкуренцию со стороны интернета. Улучшений ждать особенно неоткуда.

Андрей Зарецкий: Я не совсем согласен с тезисом, что реклама в Интернете серьезно угрожает директ-маркетингу и выставкам. Наша типография, как это ни странно, наращивает активность на выставках, и мы возобновили почтовую рассылку. Эффективность контекстной рекламы на Яндексе, например, падает, а стоимость клика растет. За последние 2-3 года конкуренция рекламных предложений в Интернет выросла в разы, цена клика по интересующим нас запросам перевалила за 10 долларов. Учитывая, что из 10-20 кликов в день получается хорошо, если 1 реальный заказ, мы видим, что БТЛ, выставки и почтовые рассылки снова становятся привлекательными.

Елена Политова (Дом печати Столичный бизнес): Я хочу сказать про распространение интернета и компьютерных технологий. На конференции всероссийского общества офтальмологов, в которой я недавно принимала участие, рассматривался вопрос издания профессиональной газеты. Мы провели опрос с целью выяснить, достаточно ли нам будет рассылки материалов по электронной почте. На такой вариант согласилось только 30% из 9000 врачей. Представители регионов в большинстве своем не имеют, ни компьютеров, ни доступа в Интернет. Может быть лет через 5 ситуация изменится, но пока бюджетникам вне московской области современные технологии недоступны, специализированные журналы и книги будут существовать в бумажном виде. Лет 5 еще точно.

Кроме этого, несмотря на то, что тиражи специализированных изданий упали, заметно возросло количество наименований. Я наблюдаю это в медицинской отрасли, но и в других ситуация похожая.

Несмотря на то, что согласно требованиям ВАК, все научные издания должны публиковать свои материалы в сети Интернет, издательства пока просто не умеют этого делать. Кроме этого, существует вопрос безопасности. Опубликовав статью в сети Интернет издательство и автор практически теряют над ней контроль. Бумага на сегодняшний день играет роль защиты от копирования.

Кроме подготовки публикации для интернета, издатели специализированных журналов также не умеют продавать рекламу для сайтов. Если я издаю бумажный журнал по медицинской тематике, я без труда продаю несколько полос рекламы, и окупаю затраты. В случае сайта или iPad приложения, ситуация непонятна ни издателю, ни рекламодателю.

Марсель Шарифуллин (Типография ВШЭ): Я сейчас возглавляю научную типографию. У меня 25 цифровых печатных машин загружены производством учебных пособий, тестов и научных изданий. И вся эта информация не может публиковаться в электронном виде именно из-за опасности копирования.

Борис Степанов: Я думаю, неожиданную поддержку печатная реклама может получить со стороны телевидения. При переходе на цифровое вещание, возможно, у нас появится возможность подписаться на платные каналы, транслируемые без рекламы. Производители FMCG будут отрезаны от массовой аудитории, и возможно, вернутся в печатные издания.

Александр Шнайдер: Они уйдут в социальные сети.

Борис Степанов: Я считаю, что социальные сети не могут сравниться по эффективности воздействия. На интернет-сайтах на рекламу можно просто не смотреть, а в журнале хочешь – не хочешь, прочтешь.

Александр Шнайдер: На западе уже лет 5 популярна теле-приставка, позволяющая записывать программы и просматривать их без рекламы. Но реклама становится качественно другой. Реклама внедряется непосредственно в контент – в новостные блоки, например.

Алексей Веселовский: Возвращаясь к теории. Мутация бумажных носителей – это следствие изменений в коммуникации. Реклама – это часть коммуникации, и она будет изменяться вместе с коммуникацией. Например, реклама на продвинутых радиостанциях: она интегрируется в новости, рекламные сообщений становятся более персонализированными, таргетированными и тонкими. Я считаю, что в скором времени массированная рекламная долбежка уйдет с телевидения сама собой.

Михаил Мелкумянц (Типография Ларк ЛТД): Я считаю, что главное отличие полиграфии от других отраслей состоит в том, что полиграфия, это одновременно и продукция, и услуга. И четко разделить эти две ипостаси невозможно, но, чем крупнее предприятие, тем меньше в нем место для услуги. Кроме этого, прежде, чем что-то напечатать, нужно сначала создать макет. Поэтому, я считаю, что наиболее востребованными окажутся те типографии, которые пойдут по пути РА и смогут максимально обеспечить потребности клиентов в маркетинговых коммуникациях, то есть, возьмут на себя дизайн, создание контента, перевод, возможно – маркетинг.

Андрей Зарецкий: Ваше предложение равносильно решению открыть гуталиновую фабрику. Создание контента и его тиражирование – совершенно разные бизнесы. Аналогичная ситуация в цифровой печати. Нам всем очень долго рассказывали, как много денег можно заработать на цифре. Однако, при ближайшем рассмотрении оказывается, что почти все деньги в этом бизнесе зарабатываются на изготовлении макетов, и лишь малая часть – на самой печати.

Данил Тарасенко (Издательство Бурда): Хочу напомнить об одном свойстве традиционных печатных изданий, пока совершенно недоступном для планшетных компьютеров – передача тактильных ощущений и запахов. Сегодня это одна из самых востребованных «фишек», как со стороны рекламодателей, так и со стороны читателей. Рекламодатели знают, что лучший способ привлечь внимание потребителя, это дать пощупать, понюхать, потрогать или попробовать товар. А читатели буквально сметают с полок журналы с вложениями. Если вложения попадают только в часть тиража, то эта часть продается значительно быстрее. Если в одном регионе одному дистрибьютору достается партия журнала с вложениями, а другому – без, неизбежен конфликт. Уверен, что эта маркетинговая функция еще долго останется приоритетом печатных СМИ.

Все 8 лет моей работы в издательстве это направление только растет. Но все равно на западе вложений в журналах значительно больше – значит, нам есть куда развиваться.

Андрей Зарецкий: Уверен, что полиграфия, что связанная с престижем, дорогие книги, подарочная упаковка, корпоративные и банковские отчеты, не пострадает значительно, так как заменить ее пока нечем. А вот рекламная печатная продукция уже испытывает конкуренцию.

Хотелось бы узнать у представителя бумажного оптовика, что происходит со спросом на бумагу для различных сегментов?

Елена Субботина (Регент Арт): Статистика конечно есть. Если сравнивать текущую ситуацию с 2007 годом, то конечно, спрос упал во всех сегментах. По объемам завоза материалов мы приближаемся сейчас к уровню 2008 года по мелованной бумаге, картонам и дизайнерским сортам. Этикеточная бумага не дотягивает. Что касается наших планов на ближайшие годы. Конечно, мы ожидаем снижения совокупных тиражей специализированных журналов и справочных изданий. Учебные пособия, качественные книги и рекламная полиграфия будут востребованы еще долгое время.

Сергей Тарубаров: Я хочу рассказать о том, что узнал, общаясь с финскими производителями бумаги. Тенденции на этом рынке таковы, что все компании последовательно закрывают фабрики, снижая объемы производства. Они хотят получать большую прибыль, производя меньше бумаги. Возможно, они готовятся к дальнейшему снижению спроса.

Борис Степанов: За последние годы в Европе возник значительный переизбыток мощностей, что привело к падению рентабельности производства. В результате произошел передел рынка, и компании, оставшиеся на плаву вынуждены сокращать производства. Дефицита бумаги опасаться не стоит, так как параллельно запускаются крупные фабрики в Азии. И эти фабрики – дополнительная головная боль финских бумажников.

А мне интересно, как чувствует себя рынок книг по требованию и фотокниг.

Арсен Манукян (Типография Вовремя): По отчетам производителей оборудования, и по моим личным наблюдениям, рынок фотокниг переживает стремительный рост. Основной тормоз – слабое проникновение Интернета в регионы, так как требуется передача огромных объемов данных.

Мы выбрали стратегию развития через создание партнерской сети, и сейчас наблюдаем рост по некоторым партнерам на 50-100% в месяц. Конечно, абсолютные цифры пока не велики. Мы стартовали 2-3 месяца назад, и сейчас продажа фотокниг даёт 10% нашего оборота.

Александр Амангельдыев (Издательство Курсив): Мы проводили исследование рынка фотокниг в России. Смысл в том, что фотокниги – это не совсем полиграфия. Скорее, это кусок рынка фотопечати, отобранный у традиционных фотолабов. Суммарный объем российского рынка фотопечати оценивается примерно в 800 млн. евро. Фотокниги, на сегодняшний момент, составляют менее 10% этого объема, и имеют чудовищный темп роста. Именно потому, что просто напечатать фотографии сегодня уже не модно. Ее хочется снабдить рамочками и подписями, и переплести.

Помимо фотокниг, на рынке фотопечати есть и другие тенденции: рост популярности домашней фотопечати, а также отказ от печати в пользу просмотра на фоторамках и экранах компьютеров.

Елена Политова: Недавно мы приобрели вторую ЦПМ Indigo, и именно под печать книг. Научные издания, финансируемые производителями оборудования или авторами, печатаются небольшими тиражами – 1000 или даже 500 экземпляров – это большая редкость. Основную прибыль в этом бизнесе приносит именно подготовка макета. Часто мы печатаем основной тираж 100-200 экземпляров, и впоследствии допечатываем еще 50, причем, внося изменения в макет, так как научно-техническая информация обновляется очень быстро. Окупаемость таких проектов очень хорошая.

Александр Шнайдер: Существуют прогнозы, говорящие, что через 3 года в подвале каждого книжного магазина будет стоять струйная ЦПМ, и не будет никаких складов. Все книги будут печататься по запросу.

Арсен Манукян: Наверное, многие слышали про такие американские компании, занимающиеся печатью по требованию, как Lulu и Blurb. У меня есть некоторые данные по Blurb. Этот сервис не имеет собственных производственных мощностей, зато они подписали партнерские соглашения с 7 типографиями в США, Канаде и Европе. На данный момент они ежедневно печатают около 10 000 книг, большую часть – в твердом переплете. Средний тираж – 1,35 экз., 48 полос.

Елена Политова: А если цифровым типографиям собраться и вложиться в создание программы, которая позволит сделать аналогичный сервис?

Арсен Манукян: Мы уже сделали программный продукт, позволяющий нашим партерам принимать заказы через интернет и размещать на печать у нас. Добро пожаловать в наши партнеры.

Александр Амангельдыев: Я расскажу, как устроен книжный бизнес в США. Все говорят об огромном рынке электронных книг и книг по требованию. Так вот, при издании любой мало-мальски интересной новой книги сначала печатается тираж в дорогом твердом переплете. Средний тираж – 10-15 тыс. экз., цена – 25-70 долл. Именно на этом тираже издатель получает основной доход. После этого книга издается в бумажной обложке тиражом в десятки раз больше предыдущего. Здесь издатель получает вторую существенную часть дохода. И только после распродажи этих тиражей, остаточный спрос уходит на цифру.

Арсен Манукян: Я рассматривал вариант бизнеса по печати книг, тиражи которых распроданы, а допечатка не планируется. Так называемые out-stock издания. Я предложил организовать такой сервис всем основным крупным издательствам. Идея натолкнулась на следующие проблемы. Первая – юридическая. Предоставление материалов требует пересмотра авторского договора по каждому изданию. Единой системы управления правами не существует, а индивидуальная работа с авторами и договорами будет стоить очень больших денег. Вторая проблема – зоопарк макетов и форматов верстки. Старые макеты существуют в таких форматах, как например Ventura Publisher, который, наверное, немногие уже и помнят. Все их придется переверстывать, что тоже затратное занятие. И последнее – люди боятся предоставлять информацию на сторону, несмотря на то, что мы можем гарантировать полную информационную безопасность.

Александр Амангельдыев: Последняя причина, названная Арсеном – и есть главный тормоз развития каналов распространения электронного контента через Интернет. Отдал информацию в Интернет – заработает кто угодно, только не ты.

Алексей Веселовский: Я уверен, что пиратство это проблема технологий и роста. Как только стоимость цифрового контента снизится за счет увеличения объемов продаж, а технология покупки станет достаточно простой, любой нормальный человек предпочтет заплатить небольшую сумму. На данный момент мы вынуждены платить довольно большой процент при приеме денег через платежные шлюзы. Я думаю, это связано с тем, что эти платежные системы ориентированы сейчас в основном на эфемерный товар, не имеющий себестоимости как таковой. Как только с помощью интернет-платежей начнут массово покупать реальные товары и услуги, комиссия снизится.

Борис Степанов: Господа, наше мероприятие завершается. Я предлагаю всем нам встретиться здесь через год, в день награждения победителей «Мэтра полиграфии 2011». К тому времени многие из обсуждаемых вопросов проясняться.


Обсудить данный материал можно в полиграфическом форуме.



Сборка бумажных пакетов - время «рукопашных» уходит 
Саркис Хачатрян: хочу поделиться своими соображениями о различных путях ведения бизнеса на рынке бумажных пакетов, и почему типография «Вижен Групп»  избрала для себя путь автоматизации

Генеральный директор ЗАО "Галилео Нанотех" Андрей Крушинский: "Готовы работать с каждым" 
ЗАО «Галилео Нанотех» открывает первый в России завод по производству металлизированной бумаги и картона.

Полиграфинтер 2011 завершён 
Вашему вниманию - небольшой фотоотчет.

Завтра открытие «Полиграфинтер-2011» 
Сегодня, 3 октября, идёт уже девятый день монтажа 23-й Международной выставки полиграфического оборудования, технологий, материалов и услуг «Полиграфинтер-2011».

Евро-лак в московском пейзаже 
Расширение ассортимента продукции полезно для типографий, особенно во время кризиса. Интервью с директором типографии "Еврографика" Виталием Замковым.